kinowar.com

Тарковский Андрей Арсеньевич. Часть 2

 22.07.2014  ТОП

Часть первая

 

Зеркало

Вслед за «Солярисом» Тарковский снимает автобиографический фильм «Зеркало», в котором он выступил сценаристом и режиссером. С нашей точки зрения эта кинокартина – один из лучших примеров того, что кино это искусство высшей пробы. Это личная трагедия в простых вещах, драматическая сага о самом простом, описанная в непростых словах. Тарковский в внутреннем монологе, начитанном Смоктуновским, рассказывает историю жизни практически всего советского народа: война, бедность, мещанство в голове, серость, любовь вопреки всему, жертва ради детей, слезы радости и счастья. И невозможность. Какая-то странная невозможность быть счастливым. Отрицание самого очевидного, которое можно заметить только при попытке отрешится от самого себя. Это попытка посмотреть на себя со стороны, увидеть другого себя, взглянуть на себя в зеркале. Тарковский решил поговорить с самим собой и показать этот диалог всем вокруг, надеясь, что зритель постарается осмыслить его, осмыслить себя.

Зеркало

Фильм очень сильно снять с точки зрения структуры. Это постоянные смены кадров, времени, мест. Все это перемежёвывается со снами, которые порой не отличишь от реальности. Да и зачем искать разницу, ведь зеркалу все равно – оно покажет все таким, какое есть на самом деле. В этом его фатальность, в этом его предназначение, в этом его ценность для нас.

«Зеркало» дополнено историческими кадрами разных времен советской истории. Это стычки с Китаем, запуск стратостатов, Великая Отечественная война, а также Гражданская Война в Испании. Все это образы, которые только помогают создать настроение в фильме, а также связать этим настроением разные части и быстрые переходы между частями.

Сам Тарковский, как всегда скромный, говорил следующее:

«В „Зеркале“ мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениями с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга».

«Успех „Зеркала“ меня лишний раз убедил в правильности догадки, которую я связывал с проблемой важности личного эмоционального опыта при рассказе с экрана. Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии».

«„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно. И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“».

Во время опроса 846 кинокритиков от Sight & Sound, которое прошло в 2012 году за «Зеркало» было подано больше голосов, чем за любой другой фильм Тарковского (19-е место в итоговом списке величайших фильмов). По итогам же опроса 358 кинорежиссёров «Зеркало» заняло 9-е место. Мы хотим только присоединиться к мнению режиссеров и критиков. Этот фильм однозначно рекомендован к просмотру теми, кто любит искусство кино, а также готов к взгляду в зеркало.

Сталкер

Человек – это совершенствующееся существо, которое в своем познании может достигать самых непостижимых точек осознания. Тарковский – был одним из самых требовательных людей, но в первую очередь он требовал от себя. Его путь в кинематографе был длинным и тернистым, а преграды на пути были высокими, и казалось бы непреодолимыми. Но он выстоял. И подарил нам гениальное творение: «Сталкер».

Stalker

 

В 1974 году Андрей Тарковский впервые связался с братьями Стругацкими. Им он сказал, что ему понравилась повесть «Пикник на обочине» и он очень хочет ее экранизировать. Только лишь в феврале 1976 года Тарковский получает разрешение на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша, и тогда уже был закончен второй вариант сценария с рабочим названием «Машина желаний», который так и не устроил Тарковского. Забавно, что самые первые наброски сценария Тарковский назвал слишком «пёстрыми» и нуждающимися в «ускучнении», ему сильно мешала научно-популярная составляющая фильма. Братья Стругацкие терпеливо переписывали материал.

Фильм терпел лишения с самого начала, но какая-то неведомая сила все же тянула его дальше. Первая локация, которая была выбрана для «Сталкера», была разрушена землетрясением. 9 августа 1977 года пара тысяч метров отснятого материала при проявке плёнки Кодак были испорчены при проявке в технических лабораториях «Мосфильма». Это в свою очередь породило множество мистифкаций. Кто-то утверждал, что фильм был подменен и эти кадры еще увидят свет, кто-то утверждал, что это диверсия самого Тарковского, который не был удовлетворён отснятым и хотел еще финансирования. Это событие получило очень большую огласку, и по нему даже было проведено расследование, которое, впрочем, постановило, что имело место обычная ошибка при проявке.

Фильм достаточно долго не выпускали в прокат. Однако, в отличие от большинства других фильмов Тарковского, «Сталкер» практически не подвергся цензурной правке и имел более или менее успешную прокатную судьбу в СССР.

Невошедший в фильм монолог жены Сталкера

В 1980 году Тарковский получил звание Народный артист РСФСР. «Сталкер» стал его последней картиной, снятой в Советском Союзе. Как и многое гениальное, в этом мире, фильм окружила целая цепь последующих мистификаций. В самом начале 1990-х погибла в пожаре монтажёр картины Людмила Фейгинова. В том же пожаре сгорели черновые материалы первых вариантов картины. Многие, кто принимал участие в съемках рано ушли из жизни: Анатолий Солоницын умер в 1982 году, Андрей Тарковский в 1986 году, Николай Гринько в 1989 году, Аркадий Стругацкий в 1991 года и Александр Кайдановский скончался после инфаркта в 1995 году. Все это конечно является целой цепью совпадений, хоть и добавляет мистического флера.

После завершения съемок, многие критики позитивно отзывались о фильме, который был так сильно вымучен автором и всеми, кто был с ним связан. Мы, пожалуй оставим лишь одну из самых точных цитат, которая была сказана Майей Туровской.

«Мир «Сталкера» в своей обыденности, скудости, выморочности приведен к той степени единства и напряжённости, когда он почти перестает быть «внешним» миром и предстает как пейзаж души после исповеди. Кажется даже, что комплекс постоянных тем и изобразительных мотивов, обуревавших режиссёра долгие годы, реализованный им до конца, исчерпанный и отданный экрану, из «Сталкера» вычтен. За этот счет «Сталкер» выглядит гораздо целостнее, более сжато и едино, чем было «Зеркало».»

Сам Тарковский в интервью так отзывался о картине:

Что касается идеи «Сталкера», то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма…

 

Лично для нас это практически совершенное творение, которое можно пересматривать много раз и каждый раз вы будете вынимать из себя части. Эти части можно рассматривать на ярком солнце, разбирать и собирать снова. «Сталкер» это поиск себя, снятый человеком, который уже все нашел. Только вот то, что он нашел, его совсем не радует. И с ним сложно спорить. Люди есть люди.

П.С. Кстати сам фильм можно вполне легально посмотреть на официальном канале “Мосфильма”.

 

Коментарі