kinowar.com

10 лучших в истории корейских фильмов

 02.08.2019  ТОП

Азиатское кино незаслуженно обделено вниманием зрителя. Отчасти потому, что в кинотеатрах доминирует Голливуд, отчасти потому, что часть аудитории даже не подозревает о множестве замечательных фильмов из Азии, а чаще всего из-за стереотипа о том, что ни Япония, ни Китай, ни Корея не могут предложить ничего достойного. Подобный стереотип просто необходимо разрушить. И начнем мы с Кореи.

Итак, kinowar.com предлагает подборку из самых знаковых фильмов, сделанных в Корее (сделанных до триумфальных «Паразитов»).

Воспоминания об убийстве (2003)

1

Прежде чем получить главный приз главного кинофестиваля планеты за «Паразитов», а впоследствии и охапку «Оскаров» за него же, южнокорейский режиссер Пон Чжун Хо снял несколько отличных картин. В том числе детектив «Воспоминания об убийстве», ставший его второй работой после дебюта «Лающие собаки никогда не кусают». В лучших традициях жанра действие разворачивается в провинции, южнокорейской провинции, где орудует серийный маньяк, насилующий и убивающий женщин. Дело расследуют двое местных полицейских, некомпетентность которых сочетается с озлобленностью и жестокостью. В поимке убийцы они никак не продвигаются, и на помощь прибывает более квалифицированный следователь из Сеула, но и того вскоре охватывают гнев и агрессия от того, что расследование как стояло на месте, так и стоит. «Воспоминания об убийстве» – посвящение всем нераскрытым преступлениям, которые канули в забвение, оставив после себя одни только архивы и реминисценции.

Сквозь снег (2013)

2

Еще одна знаковая картина Пон Чжун Хо, его англоязычный дебют с участием больших голливудских звезд, в числе которых Крис Эванс, Тильда Суинтон, Джон Херт, Эд Харрис. Постапокалиптическая антиутопия и жесткая социальная сатира, изобличающая иерархичность социальных прослоек, неминуемость классовой борьбы и восстания низов. Все действие разворачивается в аллегорическом поезде, который несется без остановок, являясь последней резиденцией человеческой цивилизации. Деление состава на вагоны олицетворяет деление общества на классы, где нищий плебс болеет и голодает в хвосте, а богатая элита занимает первые вагоны. Чем богаче – тем ближе к машинисту. А в роли машиниста – диктатор, возомнивший себя богом.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (2003)

3

Одна из наиболее знаменательных работ плодотворного южнокорейского мэтра Ким Ки Дука, воплощающая его особую молчаливую эстетику и философию. История мудрого монаха и его взрослеющего ученика, который совершает ошибки, искупает их и наконец обретает ту же бесценную мудрость. Происходящее в жизни и последовательность жизненных уроков так же необратимы и цикличны, как времена года, которые неизменно следуют друг за другом в одном и том же порядке веками, снова и снова, – говорит Ким Ки Дук.

Пьета (2012)

4

Этот фильм Ким Ки Дука удостоился венецианского «Золотого льва», став первой в истории корейской картиной, получившей данную награду. Название отсылает к знаменитой скульптуре Микеланджело, изображающей Богоматерь с мертвым Иисусом на руках. Действие разворачивается в бедных кварталах Сеула, где живут и тяжко работают ремесленники. Все они погрязли в долгах местному ростовщику, на которого работает главный герой, юноша-вымогатель, который регулярно ходит по домам-мастерским и калечит несчастных должников, чтобы те получили страховку и смогли рассчитаться. Юноша красив, жесток и одинок. Но однажды на пороге его дома появляется женщина, тихая и смиренная, называющая себя его матерью. И постепенно ее любовь исцеляет ожесточенное сердце героя, пробуждая в нем почившее человечное. Однако с любовью приходит и искупление за совершенное зло. В этой жесткой драме о мести и расплате, которая повергает в оцепенение шокирующим твистом в финале и кровавым занавесом, Ким Ки Дук говорит о том ужасе, на который обречены социальные аутсайдеры, хоронящие себя и свои семьи в долговых ямах, совершающие самоубийства из-за невозможности выбраться из долговой трясины. Их кровь на руках кредиторов и на теле капиталистической системы, истребляющей целые кварталы бедствующих работяг, отнимающей у матерей сыновей, у жен мужей, у детей отцов. И в образе юноши, олицетворяющем жестокость этого механизма, режиссер заставляет систему почувствовать ту же боль, которую она причиняет семьям.

Олдбой (2003)

5

Еще один мэтр южнокорейского кинематографа – это Пак Чхан Ук. И триллер «Олдбой» – его самая знаменитая работа. Она является второй частью монументальной трилогии о мести, также включающей фильмы «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть». «Олдбой» – огорошивающая и отнимающая дар речи история преступления и наказания, запутанный и интригующий рассказ о мужчине, который однажды становится пленником частной тюрьмы на целых пятнадцать лет, не понимая, за что и кем он заключен в четыре стены без окон и всякой коммуникации с внешним миром. В один прекрасный день его просто выпускают на свободу, где герой, ясное дело, пытается выяснить, кто его похититель, и вспомнить, какое такое зло он мог совершить, чтобы заслужить такую изощренную кару. Но оказывается, что самая соль его наказания как раз ожидает его за стенами камеры, на свободе. «Олдбой» получил в Каннах Гран-при. В тот год жюри основного конкурса возглавлял Тарантино, испытывающий особое пристрастие к корейскому кинематографу и заслуженно назвавший работу Пак Чхан Ука «шедевром». По словам самого режиссера, он снял кино не об удовлетворении, которое приносит месть, а о неуемной боли и страданиях, которые уготованы как объекту мести, так и тому, кто совершает возмездие.

Служанка (2016)

6

Одна из последних картин Пак Чхан Ука (и также о мести), жанр которой можно определить как эротический феминистский триллер-детектив. Действие разворачивается в начале двадцатого века, когда Корея была японской колонией. В дом к богатой японке устраивается горничной бедная кореянка, которая в действительности мошенница и воровка и состоит в сговоре с аферистом, выдающим себя за графа. Лже-граф намерен с помощью служанки очаровать доверчивую богачку и вступить с той в брак, после чего сплавить новоиспеченную супругу в дурдом и завладеть ее наследством, поделив деньги с сообщницей. Но эта схема – лишь первая часть сюжета-триптиха. Три главы предлагают зрителю три разные комбинации возможной аферы. Так что кто здесь на самом деле кого обманывает, кто проигрывает, а кто выходит победителем из запутанного любовного треугольника – становится ясно лишь в самом финале.

Поезд в Пусан (2016)

7

Южнокорейский мультипликатор Ён Сан Хо сперва выпустил мультфильм про зомби-апокалипсис «Станция «Сеул», а следом его игровое продолжение «Поезд в Пусан», ставшее большим кассовым хитом в домашнем прокате и отлично показавшее себя и на международных экранах. Все основное действие фильма разворачивается в скором поезде, который следует из Сеула в Пусан. Во время отправления состава в столице разрастается неизвестная эпидемия, сопровождающаяся нападениями зараженных на незараженных. Укушенная женщина на перроне успевает заскочить в последний вагон поезда – так инфекция постепенно распространяется на всех пассажиров. Под зомби-хоррором Ён Сан Хо скрыл вполне угадываемый политический и социально-экономический подтекст. Выход картины совпал с лавиной уличных протестов и скандалом вокруг президента Южной Кореи Пак Кын Хе, которая оказалась сектанткой, коррупционером и марионеткой в руках членов общины и родственников с сомнительной репутацией и которой в итоге был объявлен импичмент. Таким образом, демократические ценности республики были сокрушены и поражены вирусом алчности и шкурничества, являющимися обратной стороной капитализма. И эта обратная сторона капитализма рано или поздно неизменно провоцирует всенародный гнев, подобное зомби-истерии массовое бешенство, направленное против плутократов.

История двух сестер (2003)

8

И снова 2003 год. Еще один яркий представитель южнокорейского кинематографа – режиссер Ким Чжи Ун. Одна из лучших его работ (он же снял хитовый комедийный вестерн «Хороший, плохой, долбанутый» и садистски-изысканный триллер о мести «Я видел дьявола») – психологический хоррор «История двух сестер», вдохновленный фольклорной притчей «Сказка про Розу и Лотос». Действие разворачивается в семье, состоящей из отца, двух его дочерей и молодой мачехи. Одна из девочек подозревает злобную мачеху в намерении убить и ее, и сестру, но отец никак не реагирует на страхи и подозрения дочери, считая ее поведение нездоровым. На деле все лишь частично оказывается тем, чем кажется, и под занавес история превращается в психологическую головоломку о чувстве вины, которое сводит с ума.

Преследователь (2008)

9

Этот дебютный триллер режиссера На Хончжина рассказывает о бывшем сеульском полицейском, который стал сутенером. Его бизнес начинает терпеть убытки, когда проститутки исчезают одна за другой. Герой думает, что их переманивает на работу какой-то другой сутенер, и решает узнать, кто именно. Но оказывается, что девушки становятся жертвами серийного маньяка-убийцы. Название фильма воспринимается двусмысленно: преследователем девушек в равной степени можно считать и душегуба, и сутенера, и действия и цели обоих не сулят ничего хорошего.

Вопль (2016)

10

Еще одна эффектная работа На Хончжина – мистический детективный хоррор «Вопль», удостоившийся в Каннах букета восторгов за атмосферность, живописность, мастерский саспенс и неподдельный ужас. Действие разворачивается в глухой лесной деревушке, охваченной чередой таинственных смертей. Жители будто заражаются бациллой животной агрессии или же становятся одержимы дьяволом, покрываются язвами, нападают на своих близких, гниют заживо. Местный полицейский берется расследовать происшествие лишь тогда, когда обнаруживает симптомы заразы у своей маленькой дочери. Козлом отпущения, на которого народ сваливает все грехи и проклятия, становится японский рыбак, который живет дикарем-отшельником, ест сырое мясо и ненавидит местное население.

Анастасия Лях

Коментарі