Ридли Скотт – легендарная фигура в киноиндустрии. Достигнув невероятных высот в режиссуре, он столь же уверенно выступает и в продюсировании проектов. Однако сегодня мы бы хотели сосредоточиться именно на его режиссерских шедеврах.
Как всегда, отбирая десять лучших фильмов такого режиссера, сталкиваешься с тем, что отсечь какие-то работы сложно. Но нужно. Кроме того, понимаешь, какой гнев общественности на себя навлечешь, в каком бы порядке ты не выстроил перечень картин. Нам не в первой сталкиваться с негодующими фанатами, а потому можете писать злобные комментарии со спокойной совестью – мы не только не переживаем по этому поводу, но еще и коллективно осмеиваем самые нелогичные.
Для десятки мы отбирали только полнометражные художественные фильмы, в которых Скотт выступил режиссером. Итак, 10 лучших фильмов Ридли Скотта от kinowar.com.
10. Хороший год (A Good Year) 2006
Десятку открывает, пожалуй, самый нетипичный фильм режиссера. Даже не верится, что такую теплую работу мог снять создатель фильмов о Чужих, мафии и войне. И тем не менее, это реальность. Рассел Кроу и Марион Котийяр в истории о биржевом дельце, который слишком глубоко зарылся в мир денег, акций и капитала, однако, столкнувшись с прошлым, по-новому взглянул на то, что по-настоящему важно в этой жизни…
Фильм о прописных истинах, но как же сочно и естественно он снят. При просмотре хочется завернуться в плед и сидеть с бокалом вина. Одна из самых добрых лент в истории кино от далеко не самого мягкого режиссера.
9. Чужой: Завет (Alien: Covenant) 2017
Да, мы в курсе, что очень многим этот фильм не понравился. Но это тот самый случай, когда режиссер не при чем. Как мы и анализировали ранее в материале о цикле фильмов про Чужих, основная причина неприятия “Завета” – нежелание вспоминать фактаж предыдущих частей и соотносить его с событиями текущей ленты. А это совершенно необходимо для того, чтобы в принципе понять, что происходит на экране.
“Чужой: Завет” отметим за переворот концепции серии о Чужих: от чистого триллера и попытки понять, откуда берутся ксеноморфы и что им нужно, к более глубокому психологическому кино с попыткой выйти на уровень выше: кто был создателем чужих, в чем была их цель и зачем вообще одни виды мыслящих существ создают другие виды?
Прекрасное исполнение роли синтетика от Майкла Фассбендера, который постепенно стал центральным персонажем саги.
8. Советник (The Counselor) 2013
Этот фильм также непонят частью аудитории. Не то чтобы мы корчим из себя интеллектуалов, мы вовсе не боремся за продвижения безграничного жанра “кино не для всех”. Просто нет причины не отмечать хорошее кино, просто потому, что часть зрителей была неготова видеть то, что им предложил режиссер.
Когда все увидели в трейлере Фассбендера, Брэда Питта, Пенелопу Крус, Камерон Диас, то показалось, что это будет пусть и напряженный, но легкий и солнечный триллер. Ведь это все прекрасные ребята, добро победит зло и все будут счастливы. На деле фильм оказался жестоким. Не по форме, а по содержанию. Если коротко, то даже если ты милый и красивый как Майкл Фассбендер, то тебе все равно придется нести ответственность за свои поступки. Особенно, если ты связался с миром наркоторговли.
7. Марсианин (The Martian) 2015
Литературная основа не оставляла шансов на провал. И все же, в очередной раз отметим мастерство Скотта. Адаптация такой книги – дело сложное, поскольку деталей и пояснений очень много, а экранного времени ограниченное количество. Разумеется, отдельно тут можно похвалить и сценариста. С одной стороны, нужно сохранить динамику действа на экране, с другой стороны, не выбросить слишком много матчасти, ведь без нее будет попросту непонятно, как герою удается в полном одиночестве выживать на Марсе.
Именно этим пришлось заняться герою Мэтта Дэймона. Экипаж его корабля оставил его на красной планете, полагая, что он мертв. Когда коллега вышел на связь, было принято решение возвратиться за ним – спасать одного человека, брошенного в космосе…
6. Тельма и Луиза (Thelma & Louise) 1991
История двух подруг, которые отправились в отчаянное путешествие, бросив мужей и бойфрендов, устоявшийся, но опротивевший быт и всю горечь и обиды, накопившиеся по отношению к жизни. Сколько было надежд и планов, сколько было сделано для их свершения, а в итоге ты изо дня в день варишься на кухне или опостылевшей работе. Проблема, однако, в том, в попытке убежать от ежедневных банальных проблем, девушкам приходится столкнуться с проблемами нетривиальными, которых становится все больше и больше по мере продвижения.
Подруг сыграли Джина Дэвис и Сьюзан Сарандон. В фильме также заняты Харви Кейтель, Майкл Мэдсен и совсем еще молодой Брэд Питт.
5. Совокупность лжи (Тело лжи) (Body of Lies) 2008
ЦРУ, Аль Каида, агенты, двойные агенты, террористы, разведка – все это смешивается в очень плотный коктейль. Руководят им с американской стороны Рассел Кроу, а со стороны иорданской разведки – Марк Стронг. Между ними (и под ними) герой Леонардо Ди Каприо, который хочет и стране помочь, и любимую девушку спасти (потому что спецагенты тоже люди). В кратком описании может показаться, что это комедийный боевик, но на деле это классный шпионский триллер, в котором Америка не выступает всемогущей. И террористы оказываются серьезными противниками, и разведки других стран вовсе не простаки.
Отличный баланс между динамикой экшна и интеллектуальной составляющей шпионского кино.
4. Гладиатор (Gladiator) 2000
Одна из самых известных лент Ридли Скотта, отмеченная, к тому же, Оскаром за лучший фильм. Кстати, у самого режиссера Оскаров нет (4 номинации без побед), то же и с Золотым глобусом (3 номинации без побед), при этом самое интересное и парадоксальное, что за “Чужой” и “Бегущий по лезвию” он даже не номинировался.
Доблестный полководец Максимус, роль которого исполняет один из любимцев Скотта, Рассел Кроу, сталкивается с коварством сына Марка Аврелия – Коммодом, которого играет Хоакин Феникс. Последний устраивает охоту за Максимусом и его семьей, в результате чего герою Кроу приходится стать гладиатором, а позднее и выйти на арену против своего обидчика…
В фильме, как это часто бывает с картинами с исторической подоплекой, есть целый ряд неточностей, однако некритичных. Кроме того, они меркнут от одного только героического вида Рассела Кроу.
3. Гангстер (Американский гангстер) (American Gangster) 2007
Один из недооцененных фильмов Ридли Скотта. Публика приняла его доброжелательно, но достойного размаха он, пожалуй, не получил (пусть со сборами и было все в порядке).
История по реальным (как часто бывает в американском кинематографе) событиям. Один небольшой мафиози решает продвинуться в непростом гангстерском мире. Его роль играет Дензел Вашингтон. Он начинает показывать силу последователям и конкурентам, порой очень радикально. Он очень изобретателен в своем “бизнесе” торговли наркотиками. Традиционно для историй больших гангстерских карьер, он еще и соблюдает некий кодекс (попутно, правда, он убивает людей в публичных местах). В общем, личность разносторонняя, порой вызывающая если не симпатию, то некоторое сопереживание.
Параллельно живет и работает честный коп. Он настолько маниакально честен и предан делу, что его презирают его собственные коллеги. Где-то в обозримом будущем пути гангстера-карьериста и этого честного копа должны пересечься…
Полицейского играет Рассел Кроу, в фильме также занят очень мощный актерский состав: Джош Бролин, Чиветел Эджиофор, Кьюба Гудинг-младший, Карла Гуджино, Арманд Ассанте, Идрис Эльба, Норман Ридус.
2. Чужой (Alien) 1979
Выбор двух главных позиций был простым: “Чужой” и “Бегущий по лезвию”. Мы поставили “Бегущего” чуть выше. При этом сложно отрицать силу воздействия на индустрию кинематографа в целом ленты о ксеноморфах.
Космический корабль откликается на сигнал о помощи. На том корабле, с которого сигнал пришел, живых людей не обнаруживают, но зато обнаруживают каких-то загадочных тварей, который мертвой хваткой цепляются в лицо (позднее их так и назовут – лицехваты). Дальше – больше, от гадины на лице человек спасается (она просто отмирает), но оказывается, что он спасен лишь для того, чтобы стать инкубатором для, собственно, чужого (ксеноморфа). А когда монстр “вылупливается” из человеческого тела, оказывается, что он еще и обладает крайне неприятным характером, поскольку убивает все, что встречает на своем пути…
1. Бегущий по лезвию (Blade Runner) 1982
Экранизация произведения об искусственном разуме, андроидах (репликантах), неотличимых от человека внешне и извечной загадке: зачем нас создали и в чем смысл нашего пребывания здесь? Этот вопрос задают себе репликанты, но если посмотреть на происходящее шире, то он задается и от лица человечества в целом.
Персонаж Харрисона Форда – полицейский, который занимается поимкой сбежавших репликантов. Некоторые из них не только агрессивны, но и крайне изобретательны. Их цель не просто убивать, их цель выйти на своего создателя…
Невероятная атмосфера Лос-Анджелеса будущего, созданная усилиями режиссера, оператора (Джордан Кроненвет), мастерами спецэффектов и музыкой гениального Вангелиса. Прорывная работа, ставшая культовой, несмотря на не слишком успешный прокат в свое время.
Как всегда, отметим фильм вне списка. Это первая полнометражная работа Ридли Скотта – “Дуэлянты”.
Дуэлянты (The Duellists) 1977
Харви Кейтель и Кит Кэррадайн играют двух офицеров армии Наполеона, которые сошлись в случайной, как кажется, дуэли, которая, тем не менее, растянется на несколько лет.
Читайте также:
Лучшие фильмы Стивена Спилберга
Лучшие фильмы Мартина Скорсезе