Многие зрители (очень многие) считают, что ремейки – это плохо. Потому что выпуск фильма по уже существующему оригиналу свидетельствует о том, что новые идеи у создателей не появляются. Что они просто паразитируют на успехе других режиссеров и сценаристов, вместо того, чтобы поднапрячься и порадовать чем-то свежим.
Отчасти, все логично. И все же, мы в корне не согласны с такой постановкой вопроса. С нашей точки зрения, сам по себе выход ремейка – это не хорошо и не плохо. Что важно, это получился ли новый старый фильм хорошим.
Однажды мы уже поднимали эту тему в статье о том, почему нужно продолжать снимать ремейки. Сегодня мы рассмотрим ее под другим углом, вспомнив лучшие созданные ремейки. Поверьте, после прочтения этой статьи вы станете воспринимать идею съемки нового фильма по старой идее совершенно по-другому.
Итак, kinowar.com представляет 15 лучших фильмов, о которых вы не знали, что это ремейк.
Лицо со шрамом (Scarface) 1983
Как вы прекрасно понимаете, громкий заголовок – это всего лишь способ привлечь внимание. Конечно же, о части фильмов вам было все известно: и то, что это ремейк, и кто и когда его снял. Некоторые из оригинальных картин вы, почти наверняка, даже смотрели. И все же, век живи – век учись. Мы постараемся вас удивить и найти что-то, о чем вы раньше не слышали.
Возможно, вы не знали о том, что одна из самых знаковых ролей Аль Пачино – участие в ремейке. Снят он, правда, через 50 лет после выхода оригинального фильма. Но ведь многие отрицают само существование ремейков как что-то позитивное. “Лицо со шрамом” – явный тому контраргумент. Кто из вас смотрел оригинал? Разве можно упрекать режиссера Брайана Де Пальму за его прекрасную работу?
Оригинальная картина носит то же название: Лицо со шрамом (Scarface), год выпуска – 1932.
Фильм с Аль Пачино был адаптирован к реалиям 80-х. Он повествует о молодом преступнике, прибывшем с Кубы, стремящемся подняться в мире наркобаронов. В картине 1932 года главным героем выступает гангстер, прототипом которого, по сути, является Аль Капоне. Великая депрессия и расцвет бандитизма в Америка нашли свое отражение в кино, одним из продюсеров которого выступил Говард Хьюз, миллиардер, так увлекательно изображенный на экране Леонардо Ди Каприо в фильме Мартина Скорсезе “Авиатор”.
Любопытно, что критики ленту Де Пальмы с Пачино разгромили. Хотя теперь попробуй сказать, что этот фильм чем-то плох, после того, как он вошел во все возможные списки лучшего в истории.
11 друзей Оушена (Ocean’s Eleven) 2001
Большая часть аудитории не знает, что это ремейк. Теперь, когда вы об этом знаете – стал ли фильм Стивена Содерберга от этого хуже?
В оригинальном фильме участвовали такие звезды как Фрэнк Синатра (именно он играл Дэнни Оушена) и Ширли Маклейн. Фильм в чем-то напоминает капустник, поскольку задумывался как сборник серьезной команды известных актеров и певцов. Хит-бригада свое дело сделала, но, как видно, даже самые звездные составы и их выступления забываются: спустя 40 лет мы увидели новое поколение на экране. И этот новый опыт стал настолько мощным, что из 11 друзей Оушена вырос в 12, затем 13, а потом и вовсе в “8 подруг”.
Оригинальная картина называлась также – 11 друзей Оушена (Ocean’s Eleven). Год выпуска – 1960.
Совершенно очевидно, что одним фильмом линия про 8 подруг не ограничится: помимо того, что сам фильм вышел весьма неплохим, его сборы серьезно перекрыли расходы. Не беремся прогнозировать, будет ли это новая трилогия, но шансы есть.
Отступники (The Departed) 2006
Ну, хорошо, про этот фильм вы знали, что это ремейк – слишком много об этом пишут на сайтах про кино. Но согласитесь, узнали вы об этом уже после просмотра. И не факт, что посмотрели гонконгский оригинал.
Он носит название Двойная рокировка (無間道, Infernal Affairs) (2002 год выпуска). Обычно мы используем обтекаемые формулировки, вроде “какая из версий лучше – решать вам” или “оставим выбор предпочтения на ваше усмотрение”, но сегодня выразим наше однозначное, пусть и субъективное, мнение: ремейк Скорсезе лучше, чем гонконгская версия.
Поймите нас правильно, мы никоим образом не хотим уменьшить заслуги создателей первого фильма. Их работа выполнена великолепно, мы получили кино, которое давно вошло как во все списки самого заслуженного, так и в личный топ многих киноманов. Тем не менее, версия Скорсезе снята более цельно, проработка характеров заметно глубже, уровень съемки однозначно выше. Более того, концовка (опять же, по нашему глубоко субъективному мнению) исполнена интереснее. В гонконгской версии остается больше вопросов о справедливости того или иного жизненного выбора (повторимся, претензий к создателям у нас нет). Но в видении Скорсезе все более мрачно, грубо, жизненно. Часть зрителей говорит, что “Отступники” получились слишком голливудскими, но мы считаем, что Скорсезе просто более искусно огранил тот бриллиант, который попал к нему в руки.
Так или иначе, рекомендуем к просмотру оба фильма: они порадуют вас вне зависимости от того, что вы посмотрите изначально, ремейк или азиатскую основу.
Запах женщины (Scent of a Woman) 1992
Понимаем, сколько пены вызвало наше мнение по поводу предыдущего пункта в списке, поэтому не будем оценивать, что вышло лучше, итальянский оригинал, или американский ремейк с американским итальянцем в главной роли. Напишем об этом через год-другой, чтобы снова взбодрить бескомпромиссных хардкорных любителей олдскула.
Фильм 1974 года называется идентично – Запах женщины (Profumo di donna).
На общем плане Витторио Гассман и Аль Пачино также весьма похожи. Сильная история по книге Джованни Арпино может нравиться больше в изложении итальянского режиссера Дино Ризи. Однако это, в любом случае, не умаляет достоинств фильма с Аль Пачино, получившим заслуженный Оскар. Да и потом, просто задумайтесь, о каком фильме вы узнали раньше, голливудском или итальянском? Разве плохо, что американцы сняли ремейк, как считаете?
Кстати, говоря о постановках литературных произведений, говорить о ремейках сложнее: “Гамлета” и “Преступление и наказание” ставят режиссеры разных стран, поколение за поколением. Вряд ли каждую новую постановку “Макбет” вы будете называть ремейком. Почему же так можно делать с более современными экранизациями? Спору нет, если режиссер берет предыдущую постановку и копирует ее в концепции, в визуальном ряде, в деталях, то это не новая экранизация, это ремейк. Но где лежит грань между своим видением произведения писателя и переделкой существующего фильма на новый лад?
Муха (The Fly) 1986
С этим примером (и со следующим сразу за ним) дело обстоит еще легче. Пожалуйста, не говорите, что версию 1986 года не нужно было снимать и что спецэффекты года 1958 выглядят не хуже. Мы не верим. Равно как и не верим, что вы посмотрели “Муху” 58-го раньше, чем творение Дэвида Кроненберга.
Оригинальный фильм – Муха (The Fly) 1958 – был поставлен Куртом Нойманном, который внес свою существенную лепту в развитие жанра хоррора, в том числе и в его визуальную сторону.
Но даже инноватор и талантливый изобретательный человек не может опередить свое время за 30 лет, особенно в части технологий. В результате, от появления ремейка с Джеффом Голдблюмом и Джиной Дэвис выиграли все (и не говорите, что нет).
Нечто (The thing) 1982
И еще одна нетленка, теперь от другого мастера, Джона Карпентера (пожалуй, даже более культовая). И снова, несмотря на статус прорывной мгновенной классики – ремейк. Одна из звездных ролей Курта Рассела и очередное свидетельство того, что с точки зрения технологий на экране более поздние переосмысления существующих фильмов – не худшая идея.
Нечто из иного мира (The Thing from Another World) 1951 – фильм, который рассказывает о столкновении полярной экспедиции с чем-то неведомым и очень опасным. Жесткая, трагичная история не теряет своей мрачности и в изложении Карпентера.
При этом, однако, визуальных средств в его арсенале заметно прибавилось.
Талантливый мистер Рипли (The Talented Mr. Ripley) 1999
И снова экранизация – нужно ли говорить о ремейке? Может да, может нет, так или иначе, вряд ли все вы смотрели фильм На ярком солнце (Plein Soleil), 1959, с Аленом Делоном в главной роли. А если и смотрели – что было изначально, голливудская история с Мэттом Дэймоном, Джудом Лоу, Гвинет Пэлтроу и Филипом Сеймуром Хоффманом, или франко-итальянский (условно) оригинал?
Англоязычная версия совместной картины Франции и Италии известна под названием «Багровый полдень» (Purple Noon).
Роман Патриции Хайсмит получил еще одну жизнь – и вряд ли на это стоит жаловаться.
Почтальон всегда звонит дважды (The Postman Always Rings Twice) 1981
Одна из самых известных ролей как для Джека Николсона, так и для Джессики Лэнг. Ремейк.
Оригинал назывался точно также: Почтальон всегда звонит дважды (The Postman Always Rings Twice), 1946.
И хотя фильм 1946 года занял свое почетное место в наследии мировой классики (да и на IMDb средний балл – 7.5), и главные роли исполняли звезды первой величины того времени (Лана Тернер и Джон Гарфилд), вряд ли вы посмотрели его до того, как увидели на экране Николсона и Лэнг.
Более того, это третья экранизация одноименного романа Джеймса Кейна: французы (режиссер Пьер Шеналь) поставили его в 1939 (под названием “Последний поворот”), а итальянцы в 1943 (и это дебют великого Лукино Висконти под названием “Одержимость” – 7.8 на IMDb). Что же получается, великим режиссерам прошлого снимать ремейки можно, причем с разницей в 2-3 года с оригиналом, а современным людям кино нельзя?
Или наоборот, если после съемок оригинального фильма прошло 30-40 лет, как в случае с “Почтальоном”, “Лицом со шрамом”, “Мухой”, “Нечто”, то тогда ремейк публикой будет одобрен, а если прошло всего 10-15 лет, то уже ни-ни? Где же эта грань по времени между “уже можно” и “еще рано”, и кто ее определяет? Скорее, мы все же возвращаемся к мысли, что главное – снять хороший фильм. А ремейк это или совершенно новая идея – вопрос вторичный.
Правдивая ложь (True Lies) 1994
Джеймс Кэмерон, один из самых авторитетных режиссеров в истории, для которого новаторство и свежесть идей – явно не пустые слова. И тем не менее, когда есть возможность использовать идею фильма, который уже был снят, даже он не погнушался. И получилось прекрасно (впрочем, как и всегда у Кэмерона).
Французский оригинал называется Тотальная слежка (La Totale!), 1991 год.
Таким образом, прошло всего три года до создания ремейка со Шварценеггером. Кто-то скажет, что снять этот фильм было плохой идеей?
Стоит отдать должное режиссеру, акценты были смещены на заметно больший объем экшна. В оригинальном фильме было заметно больше чистой комедии. Вряд ли Кэмерон мог в принципе делать ленту под копирку, не такой он человек. Но именно в этом и суть, плохим фильм делает не факт съемки ремейка, а само качество работы. И наоборот, если качество снятого высокое, то нет никакой разницы, ремейк это или нет.
Дальше – больше. Кристофер Нолан, один из лучших режиссеров поколения (да и в истории он займет не последнее место), новатор, визионер, гений. Снял ремейк по скандинавскому фильму.
В ремейке были заняты Аль Пачино и Робин Уильямс (а также Хиллари Суонк). Оригинал носит то же название – Бессонница (Insomnia), год съемки – 1997. В нем главную роль исполняет великолепный Стеллан Скарсгард.
Можно долго спорить о том, чья версия лучше и посмотрели бы вы норвежский фильм, если бы американский ремейк не существовал. Но, полагаем, вы уже поняли нашу основную мысль: ремейки – отнюдь не зло. Очень часто это, напротив, большое благо.
Афера Томаса Крауна (The Thomas Crown Affair) 1999
Стоит отметить, что в обоих случаях, ремейка и оригинала, был задействован популярный дуэт для главных ролей. Но в одноименном (Афера Томаса Крауна (The Thomas Crown Affair)) фильме 1968 года звездный статус был, пожалуй, даже выше: Стив Маккуин и Фэй Данауэй, при всем уважении к Пирсу Броснану и Рене Руссо, выглядят куда более заметными фигурами на свое время.
И тем не менее, ремейк куда более известен (неудивительно, сколько лет прошло). Стал ли он хуже для вас, когда вы узнали, что есть лента, которую сняли 30 лет назад? Зазвучал ли кавер Стинга на Windmills of Your Mind Мишеля Леграна из оригинального фильма не так лирично и пронзительно?
Отпетые мошенники (Dirty Rotten Scoundrels) 1988
Не поверите, но исходный материал для этой известнейшей и любимейшей комедии был снят за 25 лет до ее выхода, и в главных ролях были заняты Марлон Брандо и Дэвид Нивен. Назывался он Сказка на ночь (Bedtime Story) (1964 год).
Дуэт Майкла Кейна и Стива Мартина от этого ничего не потерял, не правда ли?
Великолепная семерка (The Magnificent Seven) 1960
Когда в 2016 году на экраны выходила “Великолепная семерка”, сколько было недовольных комментариев о том, что ремейк такой классической картины – это немыслимо. Меж тем, оригинальный фильм 1960 года также является ремейком. Основа для картины с Юлом Бриннером, Стивом Маккуином, Чарльзом Бронсоном, Джеймсом Коберном, Робертом Воном и Илаем Уоллаком – легендарное полотно Акиры Куросавы “Семь самураев” (七人の侍, Shichinin no samurai) 1954 года выпуска.
Но об этом знают не все (многие даже слышали про существование фильма “Семь самураев”, но понятия не имели, что именно его использовали для производства “Великолепной семерки”), а вот про то, что “ремейки – это плохо”, знают все. Потому что это ведь очень легко, порицать что-то, не вникая в детали и не давая шанс проявить себя.
Не будем отрицать, “Семерка” 2016 года получась так себе. Но мы и говорим о том, что плохо не само намерение сделать кавер старой идеи, а плохо, если результат подвел. Особенно смешно звучали нарекания на использования азиатов в новой версии, с учетом того, что в оригинальном фильме Куросавы, как вы понимаете, вся семерка – японцы.
Вновь обратим внимание на промежуток между фильмами: всего шесть лет. Если раньше часто приходилось слышать мнение о том что “ну да, “Лицо со шрамом” пересняли, но ведь сколько лет прошло, теперь это классика”, то что теперь делать с двумя абсолютно легендарными лентами, которые разделяет по времени всего ничего? Стоит ли осуждать режиссера и продюсера Джона Стерджеса за то, что он использовал уже существующую идею и сотворил шедевр? Вопрос риторический.
Ванильное небо (Vanilla Sky) 2001
Этот фильм не только выпустили через четыре года после выхода оригинала, но и использовали в нем ту же актрису – Пенелопу Крус. И она сыграла ту же роль. Но если вы скажете, что узнали о картине Открой глаза (Abre los ojos), 1997 года раньше, чем о ремейке с Томом Крузом, мы лишь рассмеемся вам в лицо.
Ну хорошо, чисто теоретически это могло случиться, но вероятность очень мала, не правда ли?
Фильм, снятый в Голливуде вышел исключительно сильным. Кроме того, это одна из лучших ролей как для Тома Круза, так и для Камерон Диас. А самое главное, если вы думаете, что снял его какой-то неумеха без фантазии, который не может придумать ничего своего, то вы глубоко заблуждаетесь. Режиссер этого фильма, Кэмерон Кроу, получил Оскар за сценарий картины “Почти знаменит”, номинировался за “Джерри Магуайера”, а также является автором для “Скажи что-нибудь”. Это значит, что он в состоянии произвести на свет свою идею и оформить ее в фильм. Тем не менее, он взял чужую, потому что она была слишком хороша, а увидел ее ограниченный круг зрителей. Ремейк заметило куда больше людей, так устроен современный рынок кино: американский прокат определяет размер аудитории.
В джазе только девушки (Some Like It Hot) 1959
Финальным ударом по апологетам концепции “вот раньше все было хорошо, и идеи были всегда свои, и какое кино снимали” будет обращения к нетленной классике Билли Уайлдера “В джазе только девушки”. И не говорите, что это не такое уж и хорошее кино, и что никому оно особо не запомнилось, и что оно переоцененное, и что вы не цитируете его никогда.
Меж тем, это тоже ремейк. Да еще и ремейк ремейка. Режиссер заимствовал идею из немецкой ленты Фанфары любви (Fanfaren der Liebe, Fanfares of Love) 1951 года.
Которая, в свою очередь является ремейком французской картины Фанфары любви (Fanfare d’amour) 1935 года.
Забавно, что немецкую комедию режиссеру подбросил соавтор сценария французского оригинала Роберт Тоерен (по его рассказу и был поставлен фильм). Уайлдер посмотрел картину около 40 (!) раз, после чего решил использовать концепцию, охарактеризовав, тем не менее, произведение как “третьеклассное и неописуемо ужасное”. Составление сценария, привязка к американским гангстерам Чикаго, поиск актеров (Тони Кертиса вместо изначально планировавшегося Синатры и Мэрилин Монро вместо Одри Хэпберн и Элизабет Тэйлор) заняло месяцы, однако результат того стоил (будем надеяться, с этим не будет спорить никто).
Так из очередной идеи создания ремейка родился шедевр. Повторимся в который раз: решение снимать по уже использовавшейся ранее идее не является гарантией успеха. Но и чем-то плохим само по себе явление ремейка не является.
Читайте также:
Почему нужно продолжать снимать ремейки
50 лучших триллеров в истории кино
50 лучших детективов в истории кино
50 лучших боевиков в истории кино
77 лучших комедий в истории кино