Глядя на «Мстителей» и «Стражей Галактики», думаешь, что если в истории кино и были неудачные экранизации комиксов, то точно не у Marvel. Ничего подобного. На счету даже этого латексного монстра имеются бесславные пятна, о которых студия предпочла бы забыть. А мы вспомним.
Представляем пятнадцать самых злополучных и попросту плохих экранизаций комиксов в истории кино. Не все из них провалились в прокате, но все получили оплеухи от критиков.
«Сорвиголова» (Daredevil), 2003
Сборы 179 миллионов при бюджете в 78
Рейтинг критиков 45%
Критика обрушилась не столько на саму постановку, сколько на игру Бена Аффлека, воплотившего образ слепого адвоката Мэтта Мердока, по ночам превращающегося в отчаянного народного мстителя и защитника слабых по прозвищу Сорвиголова. Вернее даже не на игру, а на ее полное отсутствие. Рецензенты не стеснялись в выражениях, называя актера «деревянным», «беспомощным», обладателем «глупейшей физиономии». Впоследствии Бен получил за роль марвеловского Сорвиголовы позорную «Золотую малину». Именно эта профессиональная неудача стала подспорьем для громкого скандала, развернувшегося десять лет спустя, когда актера назначили на роль Бэтмена в кроссовере «Бэтмен против Супермена». Фанаты комикса даже обратились к Обаме, чтобы тот президентскими полномочиями наложил вето на назначение Аффлека.
Считается, что фильм о Мердоке спасла исполнительница главной женской роли Дженнифер Гарнер (вскоре ставшая женой Бена) и ее эффектная супергероиня Электра.
«Электра» (Elektra), 2005
Сборы 56 миллионов при бюджете в 43
Рейтинг критиков 10%
После похвалы со стороны рецензентов в адрес Гарнер продюсеры мигом решили соорудить для ее персонажа сольник. Однако возложенные надежды не оправдались. Не по вине актрисы, а по халтурности сценаристов и небрежности режиссера. Зрители возмутились не только плоской сюжетной линией, но и несоответствующей жанру плаксивостью супергероини, которая всю дорогу проходила с кислой миной.
«Женщина-кошка» (Catwoman), 2004
Сборы 82 миллиона при бюджете в 100
Рейтинг критиков 9%
Безвкусность и топорность экранизации особенно усугубились на фоне роскошного и грациозного исполнения Мишель Пфайффер в фильме «Бэтмен возвращается». К слову, Пфайффер предлагали роль, но актриса предусмотрительно отказалась. «Женщина-кошка» в итоге получила четыре «Золотые малины» во всех главных категориях: худший фильм, худшая режиссура, худший сценарий и худшая женская роль для Холли Берри. Интересно, что если Пфайффер для образа специально училась обращаться с хлыстом, неотъемлемым атрибутом супергероини, то Берри без зазрения совести прибегла к помощи компьютерной графики. Фальшивка даже в такой мелочи.
«Зеленый фонарь» (Green Lantern), 2011
Сборы 231 миллион при бюджете в 200
Рейтинг критиков 26%
Наряду с Женщиной-кошкой еще один супергерой издательства DC. Не то чтобы актер от бога Райан Рейнольдс сыграл дерзкого и немного легкомысленного летчика-испытателя Хэла Джордана, которому однажды попало в руки магическое кольцо. Так Хэл стал первым человеком, поневоле записавшемся в Корпус Зеленых Фонарей – межгалактическое братство воинов, защищающих вселенную от зла. Даже если опустить нелепый и схематичный сюжет, прописанных левой ногой персонажей и лишенного харизмы главного героя, возникает вопрос: на что ушли 200 миллионов? Помнится, премьера фильма неоднократно откладывалась. Когда окончательная дата релиза уже якобы была назначена и до нее оставалось совсем немного времени, создатели заявили, что переносят прокат и отправляют картину на визуальную полировку, чтобы спецэффекты были «еще лучше». Как говорил журналист Юра Никитин из комедии Рязанова «Дайте жалобную книгу»: «Когда уже мы перестанем говорить «еще лучше» и хвалить сами себя?..».
«Фантастическая четверка» (Fantastic Four), 2005
Сборы 330 миллионов при бюджете в 100
Рейтинг критиков 27%
Этот комикс Marvel, кажется, проклят. Первая экранизация истории о четырех астронавтах, попавших в космосе под некое загадочное излучение и набравшихся суперсил, должна была выйти еще в 1994 году, но уже отснятая и готовая лента так и не увидела свет. Спустя десять лет появилась новая версия, на которую критики обрушились с двойной мощью, словно отыгрываясь за отнятую возможность разгромить первый фильм. Они назвали проект заурядным, безжизненным, лишенным толики фантазии и разыгранным пресными неинтересными актерами. Казалось бы, finita. Но нет. Двумя годами позже вышло продолжение с подзаголовком «Вторжение Серебряного серфера», ровно такое же умственно ограниченное и плоское.
«Фантастическая четверка» (Fantastic Four), 2015
Сборы 105 миллионов, бюджет скрыт
Рейтинг критиков 8%
Все познается в сравнении. После выхода римейка стало ясно, что вариант 2005-го на самом деле был красочным и зрелищным. Перезагрузка оказалась совершеннейшим недоразумением с отсутствием всего, что только может отсутствовать в фильме: логики, смысла, характеров, ритма, драматургии, визуального оформления, эмоционального наполнения, идейной сердцевины, даже элементарного пропорционального распределения завязки, развития и финала. Пример губительно нецелесообразного распоряжения ресурсами, и актерскими, и техническими.
«Возвращение Супермена» (Superman Returns), 2006
Сборы 391 миллион при бюджете в 270
Рейтинг критиков 76%
Наверное, именно потому, что Супермен – самый классический и канонический супергерой, экранизации про него никак не складываются. Похоже, критики и зрители зациклились на оскароносном фильме 1978 года, где Кларка Кента безупречно сыграл Кристофер Рив, и упорно не желают воспринимать в этом образе кого-либо еще. «Возвращение Супермена» вполне могло не оказаться в нашем списке: картина Брайана Сингера, по сути, неплохая, о чем, собственно, свидетельствует рейтинг. К тому же ее чертовски украсил Кевин Спейси в шкуре антагониста Лекса Лютора. А то, что Кейт Босворт за роль Лоис Лэйн получила номинацию на «Золотую малину», особой погоды не делает. Но если найдется зритель, запомнивший лицо Брэндона Рута, сыгравшего Супермена, с искренним восхищением пожмем ему руку. Впечатление, будто режиссер искал на главную роль максимально невыразительную, выхолощенную внешность, типического-типического парня-картинку с обложки журнала или Кена, бойфренда Барби.
Что же касается «Человека из стали», последней на сегодняшний день интерпретации комикса, она тоже вызвала немало справедливых придирок и недовольных ремарок, но зато подарила нам донельзя фактурного, красивого и серьезного Супермена Генри Кавилла.
«Люди Икс: Начало. Росомаха» (X-Men Origins: Wolverine), 2009
Сборы 373 миллиона при бюджете в 150
Рейтинг критиков 38%
С этим спин-оффом, повествующем о самом брутальном мутанте вселенной Людей Икс, связан громкий пиратский скандал. За месяц до официального релиза в кинотеатрах в интернет просочилась рабочая версия фильма с недоделанными спецэффектами. Ее посмотрела миллионная аудитория, после чего продюсеры заявили, что утечка нанесла непоправимый урон проекту и его создателям. По этой ли причине или по другой, но в домашнем прокате «Росомаха» показал себя неважно, добрав мало-мальски пристойную сумму лишь за пределами США. Вдобавок критики написали, что спин-офф пестрит несостыковками с оригинальной трилогией и бестолково растрачивает колоритных мутантов, таких как Дэдпул и Гамбит (оба появляются в кадре на пять минут, в костюмах, не соответствующих комиксу, и ничем не отличившись исчезают).
«Призрачный гонщик» и «Призрачный гонщик 2» (Ghost Rider), 2007 и 2012
Сборы 228 миллионов при бюджете в 110
Рейтинг критиков 26%
Сборы 149 миллионов при бюджете в 57
Рейтинг критиков 17%
Тут и объяснять ничего не нужно. Последние лет десять практически каждый коммерческий фильм с участием Николаса Кейджа – это очень плохой фильм с участием Николаса Кейджа. Причем неважно, в каком жанре он снят и о чем повествует, вернее, «плохой фильм с Николасом Кейджем» – это и есть отдельный, индивидуальный, специфический жанр. Пилот ли он в падающем самолете, отставной ЦРУшник, бывший вор в законе, мститель-психопат или байкер-экстремал с горящим черепом на демоническом мотоцикле – все одним цветом.
«Пипец 2» (Kick-Ass 2), 2013
Сборы 60 миллионов при бюджете в 28
Рейтинг критиков 29%
Тот случай, когда перегнувший палку сиквел убил бодрое и залихватское начало. Первый «Пипец», взглянувший на супергероя, так сказать, без фильтров и фотошопа (когда самодельный костюм из китайского типа спандекса сморщивается в гармошку на всех изгибах и провисает в промежности, а на руках вместо латекса хозяйственные резиновые перчатки), был явлением, во-первых, оригинальным, во-вторых, саркастичным, жестким, дерзким, по-тарантиновски кровавым и в то же время дико веселым. «Пипец» балансировал на грани, но виртуозно держался в рамках, не переступая черту. Сиквел же превратил задиристую, остроумную историю в грубое, садистское и несмешное зрелище. Неудивительно, что Джим Керри попросил прощения за то, что снялся в этом месиве.
«Каратель» (The Punisher), 2004
Сборы 54 миллиона при бюджете в 33
Рейтинг критиков 29%
Трудно поверить, что «Каратель» – это не боевик с Ван Даммом или Дольфом Лундгреном, а комикс Marvel об агенте ФБР под прикрытием Фрэнке Касле. Забитому под завязку штампами и по большому счету не имеющему ничего общего с комикс-вселенной легендарной студии, «Карателю» как раз место среди «Двойного удара», «Универсального солдата» и прочей тесаной однокалиберной мужичьей продукции.
«Судья Дредд» (Judge Dredd), 1995
Сборы 113 миллионов при бюджете в 90
Рейтинг критиков 18%
Да, речь именно о старой китчевой экранизации со Сталлоне, а отнюдь не о стильном и выдержанном римейке с Карлом Урбаном. Мало того, что авторы нарушили заглавный принцип комикса – никогда не снимать шлем и не показывать лицо героя (видимо, не могли допустить, чтобы такой звездный парень, как Слай, остался не идентифицированным публикой). Так они еще и сплющили персонажей до уровня фантастического телевизионного мыла.
«Бэтмен и Робин» (Batman & Robin), 1997
Сборы 238 миллионов при бюджете в 125
Рейтинг критиков 11%
Однозначно самая худшая экранизация комиксов о Бэтмене, а Джордж Клуни – самый неудачный исполнитель роли Брюса Уэйна (ну не идут ему маскарадные уши, хоть тресни). Лента получила целых одиннадцать номинаций на «Золотую малину», а критики назвали аляповатую стилистику фильма безвкусной, вульгарной мешаниной, напоминающей «шоу трансвеститов».
«Лига выдающихся джентльменов» (The League of Extraordinary Gentlemen), 2003
Сборы 179 миллионов при бюджете в 78
Рейтинг критиков 17%
Еще одна мешанина. Экранизация одноименных комиксов Алана Мура о команде самых разношерстных героев (капитана Немо, вампирши, человека-невидимки, Дориана Грея, тайного спецагента, подросшего Тома Сойера, доктора Джекила/ мистера Хайда), вступающих в борьбу с международным террористом Фантомом. Создателям так и не удалось причесать разрозненных персонажей под одну стилистическую гребенку. И в итоге они просто-напросто закидали их бессмысленными зубодробительными спецэффектами.
«Мистер Сталь» (Steel), 1997
Сборы меньше 2 миллионов при бюджете в 16
Рейтинг критиков 12%
Об этом кинокомиксе вообще мало кто знает, а он, тем не менее, существует. «Несокрушимый рыцарь в доспехах, таинственный мистер Сталь, появляется на городских улицах, наводя ужас на грабителей и налетчиков и защищая слабых и обиженных…» – гласит официальный синопсис, и это уже весело. Но фильм абсолютно серьезный. В главной роли – баскетболист Шакил О’Нил. И этим все сказано.
Анастасия Лях