«Звезды» чуть громковато сказано, но без обмана. Хотя правильнее было бы, пожалуй, написать «актриса «Игры престолов», актер «Хоббита» и другие», чтобы вы не подумали, что в Одессу чудесным образом прилетели Лина Хиди, Эмилия Кларк, Кит Харингтон, а вместе с ними Мартин Фриман, Орландо Блум и Бенедикт Камбербэтч.
Нет. Но зато на Одесский МКФ действительно приехали немецкая актриса турецкого происхождения Сибель Кекилли, сыгравшая нынче покойную наложницу Шаю в сериале «Игра престолов», и ирландский актер Эйдан Тернер, сыгравший влюбленного гнома Кили в фэнтезийно-приключенческой трилогии «Хоббит» (в реальности Эйдан статен и высок). Причем последний стал гостем ОМКФ уже во второй раз.
Вернее, в первый раз он был просто гостем, а во второй уже стал членом жюри. Пару лет назад увидев Одессу впервые, ирландский красавец, чего и следовало ожидать, влюбился. Влюбился в город и наш пока еще молодой, но уже совсем не маленький и совсем не скромный кинофестиваль. Да так влюбился, что, по слухам, загулял… Тогда Эйдан не только ярко потусовался, но и провел мастер-класс. Сейчас же на него возложили куда более ответственную миссию, помимо традиционной творческой встречи: оценивать фильмы национальной конкурсной программы и стать ни много ни мало лицом фестиваля. Так что в преддверии смотра актер предстал во всей своей лохматой и бородатой красе вот в таком промо-ролике:
(А если кто-то пытается вспомнить, где еще видел этого красавца, помимо «Хоббита», напомним: Эйдан в числе прочего играл Филиппа Ломбарда в британском мини-сериале «И никого не стало» по детективному роману Агаты Кристи «Десять негритят», причем в одной из сцен очень демонстративно ходил в одном полотенце, прикрывающем причинное место).
Что касается Сибель Кекилли, которая будет оценивать фильмы основной конкурсной программы, ее на фестивале ждали давно, как утверждают организаторы, но получилось только сейчас. Перед тем как создать эффектную пару с Тирионом Ланнистером на телеэкране, Сибель была порноактрисой. Что ж, из песни слов не выкинешь. Тогда очень нужны были деньги… Тема порно всплыла после того, как девушка снялась в драме Фатиха Акина «Головой о стену» (2004), получившей «Золотого медведя» Берлинале (к слову, в этом году в Одессе можно посмотреть последнюю работу режиссера «На пределе» с Дайан Крюгер). Впрочем, обсасывали пикантную тему недолго. А к тому времени, когда мир начал сходить с ума по «драконам и сиськам» (так «Игру престолов» назвал актер Иэн МакШейн), о скандале и вовсе забыли.
Нельзя сказать, что Сибель повторила карьерный путь Саши Грей, которая прославилась на поприще взрослых фильмов, а уже потом снялась у Стивена Содерберга и Начо Вигалондо. Нет, она получила признание как актриса большого кино, прошлась по красной дорожке, пережила фестивальный триумф, получила награду Немецкой киноакадемии, а уже потом все узнали о ее прошлом. И это существенная разница.
Кстати, в жизни Сибель Кекилли очень скромная, часто опускает голову и смотрит вниз.
Звезды – лишь одно из составляющих формулы успеха ОМКФ. Остальные ингредиенты – кино, море и город (из авторитетных мировых кинофорумов Одесский по духу и настроению ближе всего к Каннам). Безусловно, это идеальное сочетание: лето, море, город с неповторимым, выразительным колоритом; хорошие фильмы и знаменитые люди, которых ни при каких других обстоятельствах вот так просто не встретишь. За восемь лет существования смотра на нем побывали, не считая украинских и российских кинематографистов, такие звезды, как Рутгер Хауэр, Джон Малкович, Клаудия Кардинале, Киллиан Мерфи, Вадим Перельман, Стивен Фрирз, Питер Гринуэй, Майкл Мэдсен, Дэрил Ханна, Эмир Кустурица… В этом году помимо уже названных Эйдана Тернера и Сибель Кекилли под радушным одесским солнцем можно увидеть польскую постановщицу Агнешку Холланд, оскаровскую номинантку, снявшую «Полное затмение» с ДиКаприо, несколько эпизодов «Карточного домика»; режиссера Сергея Лозницу, который уже не впервые в Одессе; актрису Лию Ахеджакову, не нуждающуюся в представлении; немецкого мэтра Кристиана Петцольда, лидера Берлинской киношколы, который посетил ОМКФ второй год подряд, причем на сей раз возглавил жюри основного конкурса. А к закрытию смотра ожидается приезд французской примы Изабель Юппер.
В какой-то момент кино совершенно сливается с летом, морем и городом. И это не абстрактный, а весьма конкретный момент. Когда по традиции на второй день фестиваля происходит масштабный ретро-показ под открытым небом на Потемкинской лестнице, да еще и в сопровождении оркестра, а в этом году впервые еще и с добавлением вокала, разливающегося на весь морвокзал. Толпы и толпы людей, тьмы и тьмы не то чтобы киноманов, но просто внимательных и благодарных зрителей, сидящие на ступеньках кто с подушкой, кто с пледом, кто с едой, кто с вином, собираются не для того, чтобы вникнуть в сюжет черно-белого немого кино, а чтобы прочувствовать атмосферу глобального, коллективного единения с чем-то особенным, хрупким, требующим исключительно деликатного прикосновения, как ветхая пленка старого-старого фильма.
Но главное все же на фестивале – сегодняшнее кино, новое, современное, злободневное. Вот что о тенденциях нынешнего отбора говорит программный директор ОМКФ Антельм Видо: «Границы между игровым и документальным кино стираются с каждым разом все сильнее и сильнее. Художественное кино все активнее пользуется документальными приемами. Такой подход, в частности, можно наблюдать в украинских картинах «Уровень черного» и «Иней», которые вошли в международную конкурсную программу. На стилистику кино существенно влияет реальность».
Об этом же говорит эстонская постановщица-документалист Марианна Каат, член жюри параллельного конкурса европейских документальных фильмов: «Грань между этими нишами размывается. Но пусть простят меня поклонники игрового кино, документальное справляется с насущными проблемами лучше… Мне сейчас очень сложно ответить на ваш вопрос: какой жанр, игровой или документальный, больше подходит для освещения войны на Донбассе. Но могу точно сказать, что игровое кино требует определенной дистанции от реальных событий, а поскольку трагедия на Донбассе происходит прямо сейчас, ему, художественному жанру, может просто-напросто не хватить глубины». Кто-то из противников некоторых форм документалистики спросил, можно ли селфи считать документальным кино? «Селфи – это не история. А кино – как документальное, так и игровое – рассказывает историю. Если вы мне покажете селфи, которое рассказывает историю, то, возможно, я причислю его к кино», – ответила Марианна Каат.
Членов жюри основного конкурса допытывали о критериях, по которым они будут судить картины.
«Нет, отдавать предпочтение фильмам, в названиях которых присутствуют женские имена, я точно не буду, – сказал Кристиан Петцольд, когда кто-то из журналистов вспомнил его работы «Йелла» и «Барбара».
«Нет, тематика вряд ли имеет значение… На самом деле нужно просто смотреть кино, а не ставить себе какие-либо ограничения, – отметила Сибель Кекилли. – В противном случае можно и вовсе не смотреть, а сразу назначить победителя. Я догадываюсь, вы, наверное, имели в виду политическую тематику… Но нет, политика тоже значения не имеет. А что касается названий фильмов, они бывают очень хорошими, как, например, в случае с картиной «С широко закрытыми глазами», а бывают очень неудачными. Но это никогда не является показателем качества самой ленты».
А украинская актриса Римма Зюбина, звезда титулованной мелодрамы «Гнездо горлицы», также оказавшаяся в этом году в составе жюри международного конкурса, отметила, что сейчас все больше и больше фильмов про женщин: «Раньше главных женских ролей не было совсем. Сегодня же женщина уже не такая семейная, не такая домашняя, поэтому о ней интересно делать кино. Институт брака вообще себя изживает, и эти изменения отображаются в кинематографе».
«Не знаю, что она сказала, но я с ней согласна», – смеясь, бросила Сибель Кекилли, не дождавшись перевода на английский. Хотя перед этим немецкая актриса-турчанка, активно выступающая против физического и психологического насилия над женщиной в мусульманской культуре, отметила, что хоть сильных героинь и стало больше, но кино до сих пор остается «играми мальчиков».
Зюбина продолжила о критериях: «Кино – не агитка, не басня с моралью. Для меня лично в кино важно чувство дискомфорта, испытываемое при просмотре. Меня интересуют в первую очередь истории о «маленьком человеке».
«В кино важна правда, – дополнил Петцольд. – На самом деле кино знает о реальности гораздо больше, чем сообщают нам в теленовостях. Именно оно доносит до нас правду о мире, только в виде, так сказать, партизанской деятельности».
А хмурый и суровый российский кинокомпозитор Евгений Гальперин, писавший саундтреки к фильмам Люка Бессона, Барри Зонненфельда, Андрея Звягинцева, отметил, что его критерии оценивания не связаны с музыкой: «Как уже сказал Кристиан Петцольд, важно, чтобы кино открывало новые двери, провоцировало новые чувства. Тематика, на мой взгляд, имеет значение, потому что кому-то какая-то тема близка, а кому-то нет. А музыка… Иногда музыка может привносить свою трактовку истории, порой даже может быть отдельным персонажем, но если она просто-напросто эмоциональная подстилка – это неинтересно».
Что именно жюри посчитает самым интересным – узнаем 22 июля, когда будут объявлены победители. А пока посмотрите нашу фотогалерею с пресс-конференции открытия и красной дорожки.
Анастасия Лях
Фото: Наталья Васюк