Сложно подбирать слова, когда, с одной стороны, хочешь выказать глубокое разочарование, а с другой стороны, хочется, чтобы это походило на анализ, а не на поток брани. Кроме того, то, что финальный эпизод не спасет третий сезон, было очевидно еще до его выхода. Мы не будем называть третий сезон провалом – рейтинги по-прежнему высоки, оценки зрителей на всех ведущих сервисах также весьма высокие, а уж факт продления на четвертый (и потенциально еще на два сезона) говорит сам за себя. Так что это не провал. Просто это очень слабый сезон сериала, который когда-то был одним из лучших на телевидении.
ВНИМАНИЕ! Далее следуют спойлеры финальной (восьмой) серии третьего сезона сериала “Мир Дикого Запада”. Если вы еще не смотрели этот эпизод, рекомендуем воздержаться от прочтения статьи.
Нет особого смысла в очередной раз повторять все слабые стороны сезона, главной из которых является упрощенный донельзя примитивный схематичный сценарий. В финале предыдущей серии Долорес, видя, что она проигрывает битву Мейв, нажала на какую-то кнопку на стенде, и они обе отключились. Уровень сценарной работы хорошо иллюстрирует то, что в этом эпизоде произошедшее никак не объясняется. Это просто какая-то кнопка. Просто у роботов отключили электричество. Просто персонаж щелкнул пальцами и вырубил и себя, и своего врага. От сложной философской взрослой драмы в первом и втором сезонах “Мир Дикого Запада” постепенно скатился к линейному повествованию для детей младшего школьного возраста, которым этот проект смотреть не позволят в виду жестокости и секса на экране.
Дыры в сценарии все чаще заменяются пафосными диалогами. По-прежнему ни один персонаж не может ответить на поставленный вопрос прямо. “Что это?” – спрашивает Бернард у всплывшего из прошлого сезона персонажа, после того, как отбился от Уильяма, решившего расстрелять и Бернарда, и Стаббса. “Это то, что позволит тебе идти по пути”. Лучше просто ничего не говорить, чем бесконечно накручивать счетчик загадочных фраз. Равно как и бесконечно катать по языку оборот “свобода выбора”. О свободе выбора которую уже серию говорит Долорес Калебу, Мейв Калебу, Долорес Мейв, все Сераку, Серак всем, всевидящий* (*кроме случаев, необходимых сценаристу) искуственный интеллект всем, при этом примерно тот же набор фраз уже был использован и в “Матрице”, и в “Аватаре”, и во всех остальных фантастических фильмах, как-то затрагивающих тематику роботов, контроля сознания, манипуляции общественным мнением.
Кстати, когда Уильям решает расстрелять Бернарда и Стаббса, он не делает это. Он говорит об этом. В результате, лучшее, что ему удается сделать – ранить Стаббса. Бернард уходит совершенно неповрежденным. Он вспоминает о кнопке управления самим собой (помните, в первой серии он переключался с Бернарда-доброго на Бернарда-злого? Не помните? Вот и сценаристы семь эпизодов не вспоминали об этой чудо-функции). Бернард-злой легко побеждает Уильяма и… отправляется дальше, бродить со Стаббсом по третьему сезону, абсолютно бесцельно и бесполезно. Что эти двое в принципе делают? Они просто ходят по тем же локациям, что и остальные персонажи, время от времени с ними пересекаясь. У Калеба есть миссия революции, у Долорес есть миссия апокалипсиса для человечества, у Мейв есть миссия поиска дочери, в процессе выполнения которой она вынуждена прислуживать Сераку и охотиться за Долорес, у Серака есть миссия спасения человечества жестокими методами тотального контроля, у лже-Шарлотты есть миссия влюбляться в семью, которая не ее семья. А какая миссия у Бернарда и Стаббса? Они просто шляются по сериалу. В итоге Бернард надевает на голову ту самую вещь, которая “поможет ему определить его путь”, включает ее и отключается сам на достаточно долгое время, поскольку когда он вновь очнулся (в сцене после титров), его голова покрыта толстенным слоем пыли. Со Стаббсом дела и того хуже: его просто забыли в ванне со льдом, раненого и никому не нужного.
Чуть не забыли и Уильяма с Шарлотттой, но чтобы финал не выглядел уж совсем нелепо, обоих показывают в сцене после титров. Уильям приходит в офис компании, чтобы уничтожить машины, но встречает там Шарлотту и клон себя. Клоном Уильяма становится робот-Человек в черном, который перерезает Уильяму горло (то есть это все же реальная смерть). Шарлотта становится злой (неудивительно, с учетом того, что ее взорвали в автомобиле вместе с ее семьей, которая не ее). Он является Долорес в видениях (Шарлотту в такие моменты видит только Долорес) и жалуется на предательское поведение подруги. Как вы понимаете, этот фокус с представлением Шарлотты также никак не объясняется, и остается лишь предполагать, что вероятно, Шарлотта по-прежнему является одним из клонов Долорес, но в условном раздвоении личности одного и того же робота, вторая личность сильно обозлилась на первую и решила действовать автономно.
Что в итоге и убивает Долорес: Шарлотта каким-то образом тормозит ее сознание и тело, чем пользуется Мейв, доставляя ее к Сераку. Там же оказывается и Калеб, пытавшийся проникнуть в разум искуственного интеллекта Incite. В итоге Серак насмехается над всеми, стирает память Долорес и постепенно убивает ее, пытаясь отыскать в ее разуме какие-то ключи (по сюжету они совершенно бесполезны). Для того, чтобы достать их, Мейв подключается к разуму Долорес напрямую, где та объясняет ей, что ничего плохого для человечества она вовсе и не хотела (помимо уничтожения его как вида), она не хотела убивать людей, она хотела разрушить их мир, а уж какой мир построить на обломках этого разрушенного мира – решать людям (потому что да, это очередной диалог про свободу выбора). База аргументации крайне слаба, но Мейв этого достаточно – она меняет свое восприятие ситуации. Теперь по ее мнению плохой парень – Серак, который к тому же слушает по незаметному наушнику на тыльной стороне уха команды, которые ему подает искусственный интеллект, которому Ангерран давно подчиняется. Того же мнения придерживается и Калеб, который сомневался в Долорес все больше, но теперь, когда она умерла, все грехи обнулены и главным негодяем оказывается персонаж Касселя.
Кстати, Калеба и Мейв должны были бы убить (Серак даже так и сказал – убить обоих, а до этого приказал убить Калеба), но их не стали убивать, их стали куда-то уводить. В итоге, Мейв зарубила всех (и Серака) мечом. Что сталось с кнопкой ее контроля, которая была у Серака? Он нажал на нее и остановил Мейв. Но она сожгла ее усилием воли. И если вы думаете, что это слишком просто как для столь высокобюджетного интеллектуального сериала, то как вам такое решение: чтобы убить главного врага, всемогущий* (*кроме тех случаев, когда он ничего не может поделать) искусственный интеллект, Мейв просит его отключиться. И он это делает.
В итоге Мейв и Калеб стоят на мосту и смотрят на взрывы по всему городу. Мейв говорит что-то пафосное и включается песня Brain Damage группы Pink Floyd – I’ll see you on the dark side of the moon. И если раньше вставки Radiohead и Rolling Stones в первом и втором сезонах сериала подчеркивали интонацию и были созвучны моменту, то сейчас это лишь жалкая попытка придать значимости моменту за счет великих.
Мы вообще хотели написать что-то в роде “чем закончилось? Да неважно, постепенно на четвертый сезон расстановку выкатили. Давайте лучше обсудим, почему Долорес с пистолетом не может победить Мейв с мечом”. Но понимая, что скатываться в яму хейтерства – последнее дело, попробовали в очередной раз сосредоточиться на разборе плюсов и минусов. Но плюсов в этот раз нет совершенно. Король голый, несмотря на все попытки надувать щеки, казаться значительным и наполненным смыслом. За внешним ярким фасадом совершенно ничего не стоит. Для того, чтобы исправить это в четвертом сезоне, необходимо тотально пересмотреть подход к написанию сценария. Иначе смотреть это будет невозможно даже по инерции.
Мир Дикого Запада, 3 сезон
Эпизод 8
Теория кризиса (Crisis Theory)
Режиссёр Дженнифер Гетцингер
Авторы сценария Дениз Те и Джонатан Нолан
Дата премьеры 26 апреля 2020 года
Читайте также:
Что произошло в предыдущих эпизодах:
Рецензия на второй сезон сериала
Рецензия на первый сезон сериала
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom