kinowar.com

Не «Догмой» единой: лучшие фильмы Томаса Винтерберга

Томас Винтерберг режиссер

В 1995 году Томас Винтерберг вместе с Ларсом фон Триером, Кристианом Леврингом и Сереном Крагом-Якобсеном основали движение «Догма 95». Они выступали против иллюзии в кино. Согласно «Манифеста», написанного и подписанного всеми участниками движения, все кинофильмы должны сниматься ручной камерой без использования декораций, реквизита и специального освещения. Ко всему прочему, накладывался запрет на «мнимое действие», что исключало из кинолент сцены убийств, изнасилований и избиений. Также действие должно быть только в реальном времени и в реальном месте. И последнее – в титрах не должно появляться имя режиссера. Самый известный фильм, снятый в период «Догмы» – «Торжество». Следуя принципам движения, Винтерберг не включил свое имя  в титры, но это не помешало ему получить несколько престижных кинопремий, в том числе и приз жюри Каннского кинофестиваля. К слову, это была последняя кинолента режиссера, снятая по всем канонам «Догмы 95».

Кинокарьера Винтерберга полна взлетов и падений, но, несмотря на это, он единственный из догматиков, кого не затмил «великий и ужасный» Ларс фон Триер, и кто успешно продолжает свой творческий путь.

В этой статье kinowar.com составил список из лучших фильмов режиссера, в полной мере отражающих особенности скандинавского кинематографа.

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Охота (Jagten) отзывы о фильме

1. Охота (Jagten, 2012, IMDb 8,3)

Действие киноленты происходит в Дании, в небольшом городке, где все знают друг друга. Лукас (Мадс Миккельсен) работает воспитателем в детском саду, и его обожают дети, а его сын-подросток Маркус (Лассе Фогельстрём) хочет жить с ним после развода родителей. После тяжелого бракоразводного процесса у него начинаются новые отношения с коллегой-воспитательницей. В момент, когда  все должно окончательно наладиться в жизни, случается непредвиденное. Клара (Анника Веддеркопп), одна из его подопечных в саду и дочь лучшего друга Тео (Томас Бо Ларсен), проявляет к Лукасу слишком много внимания. В ответ на естественную дистанцию, «отвергнутая» девочка затаивает обиду. В одну секунду Лукас становится изгоем из-за нелепого обвинения в сексуальном домогательстве, выдвинутого ребенком.

В «Охоте» действие похоже на кошмарный и затяжной сон героя, от которого невозможно пробудиться. Напряжение нарастает плавно, шаг за шагом, каждый день приводит к новым необратимым изменениям в отношениях людей. Городок с его жителями, еще недавно так любившими Лукаса, превращается в сущий ад, где дружба за секунду обращается в ненависть, а от приветливых улыбок до камня в висок – путь длиною в один шаг. Начавшийся спокойно, фильм постепенно становится почти невыносимым, пробирающим до глубины из-за чувства беспомощности, возникающего от осознания того, что вместо героя фильма жертвой невинной детской “мести” может оказаться любой человек.

Один из главных плюсов фильма – Мадс Миккельсен. Актер своей игрой помог режиссерскому мастерству Винтерберга подняться на новый уровень. На смену условности ранних работ пришли убедительность и трезвость зрелого художника, творящего в стиле жесткого реализма. Мадс в своей роли оказался настолько убедителен, что получил приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале.

Винтербергу удалось снять злободневный фильм о паранойе родительства и о том, как коллективное бессознательное берет верх над логикой и правдой. Даже после выяснения истины последствия еще долго будут давать о себе знать, что отлично демонстрирует открытый финал.

 

Трейлер: Ещё по одной (Druk)

2.  Еще по одной (Druk, 2020, IMDb 8.1)

Драма «Еще по одной» вошла в конкурсную программу несостоявшегося  в этом году Каннского кинофестиваля. Фильмы из этого списка будут отмечены знаком «Выбор Каннского кинофестиваля» и попадут на осенние кинофестивали, а осенью, скорее всего, выйдут в прокат. В Украине дата выхода последнего творения Томаса Винтерберга заявлена на 26 ноября.

В центре сюжета история четырех школьных учителей средних лет, переживающих личностный и профессиональный кризис. В рамках научного эксперимента они решают начать каждый день вместе выпивать.

Питер (Ларс Ранте) вынужден дома справляться с тремя детьми, младший из которых все еще писает в кровать во сне, а в школе он потерял смысл своих уроков музыки. Томми (Томас Бо Ларсен) абсолютно все равно, все ли ученики выполнили упражнения на уроках физкультуры. Николай (Маунус Миллан) перестал верить в то, что психология хоть кому-то в его классе может быть интересна. Мартином (Мадс Миккельсен) недовольны абсолютно все –  ученики и их родители уверены, что такой пассивный и унылый учитель не сможет подготовить их к важному экзамену по истории, вдобавок ко всему его жена постоянно говорит о том, что он уже не такой, как был раньше, когда они только познакомились. Действительно, как тут не начать пить?

Фильм Винтерберга не про необратимое движение к алкоголизму (хотя эта тема все же заявлена, так как является серьезной проблемой).  Этот фильм о том, как мужчины справляются с естественным процессом старения и насколько готовы начать все с чистого листа. Отпускать прошлое довольно трудно, так же как и смиряться с фактом того, что молодость ушла безвозвратно, что многое уже невозможно изменить, а непринятые решения, скорее всего, так и останутся непринятыми. Винтерберг своим фильмом  воодушевляет на продолжение борьбы, хотя и не исключает того факта, что не для всех это посильная ноша, многие принимают решение все бросить и сойти с дистанции.

 

«Торжество. Догма №1»  (Festen

3. «Торжество. Догма №1»  (Festen, 1998, IMDb 8.0)

Это первый из фильмов, снятых по правилам датского кинематографического движения «Догма 95». В 1998 году кинолента была удостоена специальным призом жюри на Каннском кинофестивале.

На шестидесятилетие Хельге Клингенфельда (Хеннинг Моритцен) съезжается вся семья. Его старший сын Кристиан (Ульрих Томсен) приезжает ради этого события из Парижа. Младший сын – Микаэль (Томас Бо Ларсен), несмотря на то, что в этом году его не пригласили на юбилей отца из-за скандала, учиненного на предыдущем дне рождения, также приезжает со своей семьей. Незадолго до даты торжества Линда, одна из дочерей Хельге, совершает самоубийство, но столь трагическое событие в жизни семьи никак не влияет на масштаб предстоящего праздника. Право первого тоста за собой оставляет старший сын. Речь, начавшаяся как благодарность отцу, в конце приобретает иную тональность. Кристиан заканчивает ее шокирующими обвинениями в адрес 60-летнего Хельге, прямо заявляя, что тот виноват в смерти  Линды, так как годами насиловал его и сестру.

Драма Томаса Винтерберга полностью убивает сомнения в том, что кино – это искусство. Работа, проделанная каждым из участников съемочного процесса, поражает своей слаженностью. Ни одного проходного персонажа, каждый взгляд и действие уместно. Картина заставляет задуматься не о печальной доле героев фильма, а об искусстве: о том, как сильно оно может поразить зрителя без спецэффектов и музыки. Как и остальные киноленты Догмы, она снята ручной камерой в помещении с естественным светом, с «живым» звуком и музыкой, но этот операторский минимум абсолютно не влияет на восприятие сюжета, а наоборот, делает фильм только лучше.

«Торжество» – это то самое кино: волнующее, бьющее по голове и настолько реальное, что перестает казаться чем-то невозможным. События в фильме разворачиваются стремительно и захватывают все внимание, так что в какой-то момент и сам начинаешь видеть себя за праздничным столом среди приглашенных гостей, наблюдаешь с ними дальнейшие повороты сюжета и все время спрашиваешь, а чем все это закончится?

 

Субмарино (Submarino

4. Субмарино (Submarino, 2010, IMDb 7,5)

В фильме показана история двух братьев, в детстве вместе переживших  трагедию, сломавшую им жизни. Постоянно пьющая мать-одиночка бросала на братьев третьего, только что родившегося сына. Дети сами кормили малыша, крали для него питание в супермаркете, они же дали ему имя. Но однажды недоглядели, и малыш умер. Повзрослев, Ник (Якоб Седергрен) и его брат (Петер Плаугборг) перестали общаться. Спустя двадцать лет они встречаются у гроба своей непутевой матери. У каждого своя, не слишком счастливая жизнь. Ник отсидел в тюрьме за то, что избил бросившую его девушку, и теперь живет в дешевом хостеле на краю Копенгагена. Младший брат – наркоман, воспитывающий в одиночку шестилетнего сына Мартина (Густав Фишер Кьерульф), мать которого умерла от передозировки. Ник на протяжении многих лет не может добиться понимания от своего брата-наркомана, который может лишиться прав опеки над Мартином, названного так в память об умершем брате.

Название фильма отсылает к разновидности тюремной пытки, суть которой в том,  что человека погружают головой в воду до тех пор, пока он не начинает терять сознание.

Томас Винтерберг снял фильм в стилистике своих ранних работ и по всем канонам скандинавского жесткого реализма — перед нами история семьи, которую сложно назвать семьёй, история жизни, которая так мало похожа на жизнь. «Субмарино» идёт то к поверхности, то опускается на глубину, иногда солнце пробивается сквозь толщу воды так ярко, что кажется – ты выплыл, но нет, через минуту опять погружаешься глубже и глубже. Каждый герой этой истории старается удержаться на поверхности, но течение слишком сильное, и здесь мало кто умеет отлично плавать.«Субмарино» – фильм о людях, опустившихся на самое дно. У них ничего не осталось, но они все еще пытаются выплыть.

 

подальше от безумной толпы отзывы о фильме

5. Вдали от обезумевшей толпы (Far from the Madding Crowd, 2015, IMDb 7,1)

Викторианская Англия, Батшеба Эвердин (Кэри Маллиган) — самостоятельная девушка с характером и владелица фермерского хозяйства. Ее красота, прямота, ум и характер привлекают сразу трех мужчин.  Первый –  заводчик овец Габриель Оак (Маттиас Шонартс), второй –  блистательный, но ветреный сержант Фрэнк Трой (Том Старридж), а третий – Уилльям Болдвуд (Майкл Шин) – богатый и холостой сосед. Какой бы независимой ни была Батшиба, ей все-таки придется сделать выбор.

Новая экранизация классического романа Томаса Харди выстраивает перед зрителем любовную историю – запутанную, живую и увлекательную. Томас Винтерберг всегда получал удовольствие от выворачивания наизнанку законов серьезного, классического кино. Роман Харди его завораживал, но фильм потому и получается таким живым и бодрым, что режиссер очень вольно и весьма игриво с ним обращался. Классовая драма у него становится очаровательной, вполне жизненной мелодрамой и отличным образцом высокохудожественного кино, в котором все прекрасно – игра актеров, костюмы и живописные пейзажи.

 

Kursk

6. Курск (Kursk, 2018, IMDb 6.6)

Кинолента основана на книге американского журналиста Роберта Мура «Время умирать».  Во время учений в Баренцевом море на атомной подлодке «Курск» происходит взрыв учебной торпеды, через пару минут еще один, и вот уже «Курск» разваливается и опускается на дно. Большая часть экипажа, состоящего из 118 человек, гибнет, лишь 23 подводника остаются в живых. Среди них капитан-лейтенант Аверин (Маттиас Шонартс), у которого на берегу осталась беременная жена Татьяна (Леа Сейду). Северный флот пытается своими силами спасти выживших, но этого явно недостаточно для успеха миссии. Помощь, которую предлагают иностранцы, в частности британский коммодор Дэвид Расселл (Колин Ферт), Россия принимать не спешит.

Томас Винтерберг после премьеры в Торонто  сказал, что его задачей было не только рассказать о трагедии людей, обреченных на смерть вдали от родных, но и показать столкновение героев-одиночек с бюрократической машиной. Режиссер, известный радикальными экспериментами в кино, на этот раз снял традиционный фильм-катастрофу. Здесь вы не найдете тех выразительных приемов, которыми когда-то славился создатель «Догмы-95», разве что экран все время сужается, усиливая тревожность. Винтербергу удалось рассказать в своем фильме о катастрофе в стране, где интересы государства всегда были выше любой человеческой жизни, не делая при этом из него повествования на уровне отношения между Западом и Россией. Его прежде всего интересуют люди и их действия в экстремальной ситуации, где подлинный героизм одних наталкивается на стену из установок времен холодной войны в головах других. Винтерберг акцентирует свое внимание на духе товарищества подводников и их семей. Фильм – искренняя дань памяти жертвам этой  трагедии, он заставляет сопереживать героям, даже если знаешь,  чем все в итоге закончится.

 

Дорогая Венди (Dear Wendy, 2005

7. Дорогая Венди (Dear Wendy, 2005, IMDb 6,6)

Небольшой  провинциальный  шахтерский городок где-то в США. Если ты не работаешь в шахте – ты изгой общества. Случайно купленный в качестве подарка пистолетик, казавшийся игрушечным, запускает цепочку событий. Компания изгоев из нескольких молодых ребят во главе с Диком (Джейми Белл) решает организовать нечто наподобие тайного стрелкового клуба. Со своим уставом и правилами. Пистолеты очеловечивают и им дают имена, и в какой-то момент отношение к оружию смешивается с отношениями человеческими. И игра заходит слишком далеко.

При просмотре киноленты сложно отбросить идею, что перед нами лишь поучительный фильм о вреде оружия. Тем любопытнее факт, что еще на премьере Ларс фон Триер, по сценарию которого снят кинофильм, и Винтерберг утверждали, что в «Дорогой Венди» нет скрытой или явной агитации против оружия и тем более аллегорий на тему «американской системы». Режиссер четко разделяет содержание и форму, где содержание построено на теме взросления и сложностях самоопределения. Форма же выдержана в ковбойском (американском) стиле. Несмотря на своеобразную эстетику и динамику, фильм нельзя назвать развлекательным, это тот вид кинематографа, который требует к себе осознанного подхода за счет серьезности тем, поднятых в нем. В маленьких городках вдали от цивилизации, где все «варятся в одном котле», ты либо такой как все, либо – изгой. Американские детишки заигрались с оружием…  Но поиски себя в небольших, умирающих городах и селах постсоветских стран чаще всего не менее драматичы. Все это делает «Дорогую Венди» кинолентой, актуальной для зрителя любой страны.

 

Коммуна (Kollektivet, 2014

8. Коммуна (Kollektivet, 2014, IMDb 6,4)

70-е годы прошлого века. Эрик (Ульрих Томсен), со своей женой Анной (Трине Дюрхольм) и 14-летней дочерью Фреей (Марта Софи Уоллстрем Хансен) переезжают жить в большой дом в престижном районе Копенгагена, который достался ему по наследству. Чтобы оплачивать счета и разнообразить жизнь, Анна уговаривает мужа сдать несколько комнат в доме. Новых сожителей отбирают путем голосования, а правила придумывают по мере возникновения потребности в них. Так и образовалась коммуна из 9 разных людей, которые спустя время начинают функционировать как одна большая семья. Все меняется в день, когда Анна узнает о том, что у ее мужа есть любовница – студентка Эмма (Хелене Рейнгор Неуман). Ей предстоит сделать сложный выбор: сохранить семью и постараться не сойти с ума или же уйти с достоинством и тем самым уберечь себя от нервного срыва.

Фильм создан  по одноименной пьесе Томаса Винтерберга, премьера которой успешно прошла в Вене. Эта история  отражает воспоминания режиссера о детстве, проведенном в коммуне. Томас часто говорит о том, что благодарен поколению 70-х за попытку что-то изменить в своих жизнях для того, чтобы избежать заурядности. Он не отрицает того, что скучает по времени, когда люди были открытыми, не боялись делиться друг с другом своими мыслями и переживаниями, а также легко могли всей группой купаться голышом в озере. Эта его ностальгия проявляется не только в визуальном ряде, но и в атмосфере свободы, которой пропитан фильм. В «Коммуне» он исследует взаимодействие человека с социумом. На примере жителей одной квартиры он показывает то, что все всегда изменчиво: пары расходятся, на смену одной любви приходит другая, люди уходят из наших жизней, поколения меняются, и как бы сильно мы это ни переживали, человечество движется дальше, не замечая этих личных бед и трагедий. С этим ничего не сделать, нужно просто идти дальше и наслаждаться своим путем.

Ира Дробот

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Читайте также:

Все фильмы Стива Маккуина

Все фильмы Дени Вильнёва

Все фильмы Квентина Тарантино

Все фильмы Дэвида Финчера

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Коментарі