Этот норвежский сериал в жанре конспирологического триллер-детектива отвечает на извечный вопрос, мучащий простых людей, живущих от зарплаты до зарплаты: откуда берутся миллиардеры? кто они? почему они, а не я, и каким образом, какими такими заслугами (обманами, пороками) набили кошельки? Неудивительно, что подобное телешоу возникло именно в Норвегии, самой богатой стране в мире, где экспорт нефти позволяет абсолютно каждому гражданину страны жить в достатке и выше.
По сюжету газетный журналист, которого начальство не жалует за строптивость, публикует разоблачительный материал, указывающий на то, что некий крупный финансист занимался растратой. Финансист оказывается родным братом журналиста и стреляет себе в голову практически на глазах у кровного разоблачителя, перед этим попросив того «приглядеть за сыном». Спустя пять лет репортер, продолжающий винить себя в смерти брата, и вдова самоубийцы получают посредством адвоката «указания из могилы». Когда они приезжают в указанное время на указанное место, то становятся свидетелями еще одного суицида еще одного финансиста, который перед тем, как пустить себе пулю, выкрикивает «Авраам!».
Авраам – библейский персонаж, который ради того, чтобы доказать Богу преданность, готов был принести в жертву собственного сына, то есть самое дорогое и ценное, что у него было. Но в последний момент Господь, убедившийся в решимости и верности своего избранника, остановил Авраама, который уже вознес над сыном нож. Мамона – тоже библейский персонаж, олицетворение человеческой ненасытности; демон богатства, алчности и стяжательства. В Новом Завете сказано, что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Нельзя служить и Богу, и мамоне».
При этом Авраам, если судить по его библейскому жизнеописанию, был чертовски богат и богатство заполучил посредством обмана. Как минимум дважды Авраам, путешествуя по велению Господа в поисках земли обетованной для потомков, выдавал свою жену за сестру, опасаясь нападений из-за ее исключительной красоты. Как минимум двое царей, египетский фараон и филистимлянский правитель, поочередно взяли жену Авраама себе в супруги, за что Бог их наказал и велел отдать чужую жену законному мужу. Те же, испугавшись гнева господнего, отдали не только жену, но и всяческие материальные блага в придачу. В первом случае сказано: «Авраам был настолько богат скотом, серебром и золотом, что его имуществу не хватало места». Во втором случае сказано, что царь возвратил Аврааму жену, а также «дал много рабов, скота и тысячу шекелей серебра».
Авторы сериала «Мамона» проводят точные, совершенно прозрачные библейские параллели и отсылки. При этом до последнего кажется, что в сюжете, якобы неспособном раскрутиться без привлечения сверхъестественного, таки вынырнет натуральная мистика и окажется, что «тайный круг мамонов», воспитанников престижной норвежской бизнес-школы, и впрямь заключил сделку с дьяволом, скрепил ее кровью и пообещал жизни детей в обмен на сверхизобилие, неиссякающий краник благоденствия.
Смотрите легально на MEGOGO
Но ничего подобного. Шоу строго придерживается линии современного корпоративно-капиталистского реализма и жанра детективного триллера, в котором шаг за шагом разрешается загадка (его также можно определить как финансово-конспирологический детектив и бизнес-фикшн). И протагонист-газетчик, живущий от зарплаты до зарплаты, не сражается с демоном, но ведет журналистское расследование против сильных мира сего с риском для жизни собственной и тех, кто ему дорог.
В контексте сериала «Мамона», где смешались фильм «Уолл-стрит», романы Дэна Брауна и «Фауст», можно перефразировать цитату английского экономиста-неоклассициста Альфреда Маршалла «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить свое богатство» таким образом: «Дети – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить свое богатство». Бесценная ценность, которая благодаря цинизму обесценивается.
Анастасия Лях
Богатство (Мамона, Mammon)
2014 год, Норвегия
Продюсер: Вегард Эриксен Стенберг
Режиссер: Сесилль А. Мосли
Сценарий: Вегард Эриксен Стенберг, Гермунд Эриксен
В ролях: Нилс Оле Офтебро, Йон Ойгарден, Роберт Скджэерстэд, Терье Стромдаль, Андрине Сэзер
Оператор: Йон Антон Брекне
Композитор: Мартин Хорнтвет