Netflix застолбил новый формат хита – костюмное романтическое шоу, напоминающее экранизации Джейн Остин с некоторыми американизированными и осовремененными нюансами.
«Бриджертоны» – экранизация цикла романов Джулии Куин, которая написала восемь книг, посвященных вымышленному английскому семейству, живущему в Лондоне эпохи Регентства. У семейства нет отца, есть мать (на редкость адекватная), которая пытается выдать замуж и женить четырех дочерей и четырех сыновей. Каждый из восьми романов посвящен одному из детей Бриджертонов, которые влюбляются и устраивают свою судьбу. Первая история – выданье Дафны Бриджертон, старшей дочери, которую старший брат (не очень сносно выполняющий роль главы семейства и к расстройству матери бегающий в постель к местной певице) обещает пренеприятнейшему типу. Дафна, умная и в меру строптивая девица (то есть не из тех безропотных тихонь, что молча принимают навязывание любого дурного удела), заключает негласную договоренность с красавцем-герцогом, другом брата, общеизвестным холостяком-повесой, согласно которой они будут имитировать заинтересованность друг в друге. Этот маневр избавит Дафну от необходимости принять предложение неприятного типа, создаст вокруг нее конкуренцию и предоставит возможность выбрать лучшую кандидатуру, а герцога Гастингса избавит от надоедливых мамаш, подсовывающих дочерей.
Казалось бы, план работает. Но, как нетрудно догадаться, между герцогом и героиней проскакивает искра. Дафна начинает всерьез думать, мечтать, грезить о своем конспиративном компаньоне, видеть того в качестве супруга. Но герцог Гастингс связан клятвенным обещанием никогда не жениться и не иметь детей. И вот тут разгорается подлинный конфликт.
Помимо диалогов между действующими лицами ведение рассказа периодически перенимает закадровый голос, принадлежащий незримому, но за всеми наблюдающему персонажу – писательнице, которая ведет в газете светскую колонку и оценивающе излагает происходящие на балах и в кулуарах события. И загадка личности, скрывающейся под именем колумнистки, составляет еще одну интригу, помимо романтической (впрочем, касательно хэппи-энда между Дафной и герцогом вряд ли имеются какие-либо сомнения, но оттого смотреть за перепрыгивающим барьеры сближением не менее увлекательно).
На первый взгляд, «Бриджертоны» очевидно наследуют литературный почерк Джейн Остин, ее классические романтико-сатирические романы нравов про английское общество, правила, интриги, реакционность и озаряющий эти косность и чопорность свет искренней, подлинной любви. В особенности, конечно, прослеживаются ассонансы с «Гордостью и предубеждением». Семейство Бриджертонов созвучно с семейством Беннетов (за исключением глупой кудахчущей матери во втором случае и наличия сыновей в первом). Дафна Бриджертон – отсылка к Лиззи Беннет. Герцог Гастингс – мистер Дарси. А неприятный тип – это мистер Коллинз. Отношения Дафны и герцога, как и отношения Лиззи и Дарси, взаимоотравляющие, колеблющиеся между притяжением и отстранением, борющиеся с препятствием, которое кажется глупым и непреодолимым одновременно. Прогрессивные Дафна и герцог осознают и высмеивают ретроградность, манерность своего окружения, равно как и Лиззи и Дарси, но все равно подвластны действующим порядкам.
Смотрите легально на MEGOGO
Вместе с тем «Бриджертоны» – творение не английской романистки начала девятнадцатого века, а современной американской писательницы, которая пишет про несовременное английское общество. И хотя Куин наследует декорации, нравы, характеры и острословный слог Остин, нельзя не заметить, насколько «Бриджертоны» (эдакий в хорошем смысле фанфик остиновской классики) осовременены и американизированы в сравнении с британским оригиналом.
Во-первых, примерно на треть высший английский свет эпохи правления принца-регента представлен в сериале темнокожими, включая сидящую на месте регента вымышленную правящую королеву-мулатку (чуть карикатурную, с головой погруженную не в проблемы страны, а в любовные сплетни). Это очень современно и очень по-американски. И конечно же, напрочь не соответствует реалиям тогдашней Англии. При этом на цвете кожи нет никакого акцента, белые и черные просто существуют в одном историческом контексте, и их совместное и равноправное существование – само собой разумеющаяся данность. То есть авторы шоу создают альтернативную историческую действительность, в которой, кажется, расизма нет как такового, ни как термина, ни как явления, и лишь по прошествии нескольких серий вскользь упоминают, что раньше общество таки было разделено по цвету кожи, пока король не полюбил черную женщину (в одной из сцен, будто бы эхом темного прошлого, темнокожую девушку насильно выдают замуж, и старый лысый жених осматривает ее, как товар, включая фразу «покажи зубы», а белокожая сваха горемычной невесты, играющая роль продавца-«плантатора», отмечает достоинства и качество товара: «она хорошо шьет, поет и играет на фортепиано»).
Во-вторых, традиционная английская чопорность и благовоспитанность остиновских произведений, в которых поцелуй в поле на рассвете и деликатное касание были максимумом сексуальности, здесь щедро разбавлены откровенным эротизмом и буквальной постелью: Энтони Бриджертон, старший брат Дафны, кувыркается с певицей, а герцог (которому Дафна голодно заглядывает в рот, когда тот слизывает с десертной ложки скибку мороженого) и вовсе разъясняет девственнице на выданье, как трогать себя между ног, чтобы остудить пылающее под чревом пламя, не выходя замуж. Еще герцог совсем не в духе персонажей Джейн Остин ходит на ринг и боевито боксирует, как Шерлок Холмс в фильмах Гая Ричи.
На свое время романы Джейн Остин тоже были вполне себе феминистскими, пусть и заканчивалось все неизменно свадьбой. Лиззи хотела замуж, но только за любимого человека, и смело высмеивала как мужчин, так и женщин, предпочитающих регламент чувствам; высмеивала как спесь и предрассудки элиты, так и невежество и ограниченность обывателей. Эмма же, героиня другого не менее известного остиновского романа, одержимо выполняющая роль засватчицы, сама замуж и вовсе не собиралась, считая себя умной, красивой, богатой, а посему самодостаточной.
В «Бриджертонах» феминизм, конечно же, более выразителен и более резок. Дафна хоть и принимает положение женщин, но понимает, что оно стеснено и часто унизительно. А ее сестра Элоиза и вовсе жаждет учиться и добиться успехов в одной из профессий, и никогда не выходить замуж, потому что «замужество для женщины – смерть».
Анастасия Лях
Бриджертоны (Bridgerton)
2020 год, США
Продюсеры: Бетси Бирс, Шонда Раймс, Крис Ван Дьюсен
Режиссеры: Джули Энн Робинсон, Шери Фоксон, Олрик Райли
Сценарий: Крис Ван Дьюсен, Эбби МакДоналд, Джой С. Митчелл
В ролях: Фиби Дайневор, Реге Пейдж, Джонатан Бэйли, Никола Кохлан, Клаудия Джесси, Аджоа Андох, Сабрина Бартлетт, Рут Геммелль, Люк Ньютон, Джули Эндрюс
Операторы: Джеф Джёр, Филипп Блобах
Композитор: Крис Бауэрс