С одной стороны, вовсе необязательно быть ознакомленным с литературным циклом Анджея Сапковского, чтобы посмотреть сериал Netflix (и необязательно быть в курсе польского телешоу с Михалом Жебровским в роли Геральта из Ривии). С другой – если начать смотреть «Ведьмака», будучи чистым листом, его захочется выключить и никогда не включать после первой же серии.
Но нет, этим категоричным диагнозом рецензия на проект с Генри Кавиллом ни в коем случае не ограничивается. Новая экранизация, безусловно, не лишена недостатков (и да-да, безжалостно комкает книгу: очень мало рассказывает про эльфов, практически ничего не рассказывает про черта, не объясняет причину белых волос Геральта и так далее… но разве бывают адаптации, которые совсем не ужимают литературный источник?), но обладает как минимум одним большим достоинством. Она становится лучше и лучше от серии к серии, и в финале вы уже готовы этот сериал, который поначалу показался совершенно невнятным, неуклюжим и смертельно скучным, по-настоящему полюбить.
Фанатам книг «Ведьмак», должно быть, понравился сразу. Так как глядя на экран, они не задавались вопросом, что за беспорядок происходит в сюжете и как заставить себя захотеть во всю эту безалаберщину вникнуть. Прочим же зрителям необходимо буквально себя пересилить, перетерпеть серии две-три, на четвертой-пятой отметить, что смотреть уже не так невыносимо и даже вполне сносно, а на шестой-седьмой словить себя на мысли, что происходящее на экране действительно интересно и даже увлекательно, и что, оказывается, в том начальном хаосе имелись логика и смысл.
Критики сетовали, что плоский юмор плохо сочетается с пафосной фэнтезийностью (отчасти так и есть, к тому же этот юмор нередко состоит из современного сленга вроде «да ты гонишь», что в средневековых декорациях звучит как пародия), но шутит по сюжету преимущественно бард Лютик, верный спутник Геральта, эдакий Санчо Панса при Дон Кихоте или шут при короле, или друг-клоун при романтическом герое, который оттеняет напускную суровость и чрезмерную серьезность Кавилла. Сетовали, что вселенная «Ведьмака» монотонна и тосклива, пресна, как соевый творог, – видимо, ограничились двумя-тремя эпизодами.
«Ведьмак» строго придерживается одной суммирующей линии, которая раздваивается в первой серии и обратно сходится в заключительной восьмой, и одновременно состоит из отдельных новелл-приключений, в каждой из которых главный герой, охотник на нечисть, сталкивается с необязательно монстром, но с тем или иным проявлением магии. И хотя первоисточник польского происхождения, сказочные мотивы не ограничиваются славянской мифологией, наоборот, обращаются к архетипам и сюжетам мирового фантазийного наследия.
Смотрите легально на MEGOGO
Здесь и история уродины, превратившейся в красавицу (гибрид архетипа «заколдованной невесты» из кельтской и германской средневековой феерии, у славян нашедшего отражение в сказке «Царевна-лягушка», и архетипа проданной дьяволу души в обмен на физическое благо: деньги, красоту, вечную молодость и т. п.); и французский сюжет красавицы и чудовища; и русская сказка о царе Берендее (собственно, обычай под названием «право неожиданности», вокруг которого выстроена основная интрига первого сезона, как раз и является заимствованием из восточно-славянского фольклора: помните, как морское Чудо-Юдо взяло с царя слово, что тот отдаст ему то, чего в своем царстве не знает?); и сюжет о богатыре/ рыцаре, который должен убить дракона; и эпизод с джинном в лампе из арабской мифологии…
В «Ведьмаке» «Игра престолов» встречается с «Властелином колец», а местами даже с «Гарри Поттером». Количество обнаженных тел, секс, оргии; кровь, стекающая по голой женской груди; вырезанная и сожженная в колдовском костре матка… – это явно из вселенной Джорджа Мартина. Мир, разделенный на волшебные расы и этносы, – это от Толкина. Школа чародеев – от Роулинг. Только, конечно, пока что продукт Netflix не дотягивает ни до «Игры престолов», ни до «Властелина колец», ни до «Гарри Поттера». Но если заложенный в первый сезон принцип прогрессии перекочует дальше, под конец шоу (в котором при благоприятных обстоятельствах будет сезонов семь) нас ждет апогей и взрослости, и магии.
Анастасия Лях
Ведьмак (The Witcher)
2019 год, США/ Польша
Продюсеры: Шон Дэниел, Джейсон Браун, Томаш Багиньский, Ярослав Савко, Лорен Шмидт Хиссрих
Режиссеры: Алик Сахаров, Алекс Гарсия Лопес, Шарлотта Брэндстрём, Марк Джобст
Сценарий: Лорен Шмидт Хиссрих, Дженни Клейн, Бо ДеМайо, Деклан де Барра, Снеха Курс, Хэйли Холл, Михаэль Островский, Анджей Сапковский
В ролях: Генри Кавилл, Аня Чалотра, Фрейя Аллан, Джои Бэти, Мианна Бёринг, Анна Шаффер, Ройс Пирресон, Имон Фаррен, Махеш Джаду, Мими Дивени
Операторы: Гэвин Стратерс, Жан-Филипп Госсар
Композиторы: Соня Белоусова, Джиона Остинелли