Потоковый сервис Hulu, подаривший нам в числе прочего «Рассказ служанки», «Миссис Америку», «Притворство», «Уловку-22», «Разрабов», «И повсюду тлеют пожары», выпустил псевдоисторический сатирический сериал «Великая», посвященный приходу к власти российской императрицы Екатерины II. Блестящую, искрометную, концентрированную, энергичную, щетинистую и зубастую, бесцензурную, прицельную, исторически умышленно неточную, но душой и подоплекой безоговорочно правдивую комедию, в которой нарочитые фарс, гротеск, пародия, карикатура ювелирно вычленяют и подчеркивают мельчайшие нюансы русской жизни и ментальности, а ретроспектива в середину восемнадцатого века тонко вуалирует сатиру на современную Россию, в которой мало что изменилось со Средних веков и эпоха Просвещения так, увы, и не наступила. А властный клоун-самодур Петр III, превращающий закон в абсурд, мораль в чревоугодие, политику в онанизм, – это ли не Путин, что в силу архинелепых поправок к Конституции уже в третий раз сможет избраться на свой «первый» президентский срок?
Юная немка Екатерина (Эль Фэннинг), наивная и романтически настроенная, готовится отбыть в Россию, чтобы стать женой молодого императора Петра… просто Петра (Николас Холт), так как новоизбранный государь, не имеющий никаких особых талантов, кроме как стрелять по зайцам, брить бороды и задирать юбки придворным дамам, и нервно комплексующий в тени Петра Великого, еще не подобрал себе громкое, внушительное прозвище. Екатерине представляются медведи, пушистый снег и нежные объятия влюбленного супруга, а на деле чистая, невинная, хрупкая душа, перечитавшая слишком много европейских книг, тяготеющая к знаниям, просветительству и гуманизму, попадает в образцово темную, немытую, жестокую, глубоко невежественную, дикую Россию; в загребущие руки «бати» (православного архиепископа при дворе, поприветствовавшего гостью костлявым пальцем, проверяющим сохранность девственной вагины) и в «объятия» нарциссического, бестолкового мужлана-сексоголика, запихивающего в нее член, не отрываясь от диалога с другом Григорием.
Разочарование пробуждает в Екатерине закономерное отчаяние, но после – твердую решительность устроить государственный переворот: свергнуть с трона неотесанного дурака, сделаться великой императрицей всея Руси и повести небритую Россию (то есть как раз очень даже бритую, но все равно немытую, дремучую и очень несвободную) по пути образования, прогресса, гуманистических и либеральных европейских ценностей и идеалов.
В сериале сыграли сплошь британские актеры, кроме, конечно же, американки Эль Фаннинг. Видимо, таким вот кастингом, подчеркивающим прибытие чужестранки-немки в загадочные и непостижимые русские земли (что, придя в гости, намеревается втиснуть на стол свой самовар, или же навязать свой устав чужому монастырю, как говорится), создатели шоу пошутили заодно и на тему постоянного вмешательства Америки в британскую политику.
Смешно и странно, что «Великая» вызвала серьезную полемику в рядах российских критиков и журналистов, которые начали взаправду и довольно основательно критиковать сценарий за несоответствие историческим фактам. То есть иронично-предупредительная фраза на вступительных титрах «почти что правдивая история» почему-то не навела на мысль, что сериал демонстративно комедийный и с историей обращается демонстративно вольно. Как не навел на оную мысль и тот сюжетный факт (вернее, антифакт), что Петр III является сыном Петра I, тогда как в действительности Петр III, ясное дело, приходится Петру Великому не кем иным, как внуком.
Смотрите легально на MEGOGO
За сценарий «Великой» в ответе австралийский писатель, кино- и теперь уже телесценарист Тони МакНамара, годом ранее получивший номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий историко-костюмной трагикомедии «Фаворитка», где блистательная Оливия Колман сыграла английскую королеву Анну, а Эмма Стоун и Рэйчел Вайс – ее конкурирующих друг с другом фавориток. И здесь ровно тот же острословный, языкастый, едкий слог; виртуозные, от зубов отскакивающие диалоги; бойкий темп, под завязку насыщенная фабула и феминоцентричное повествование, отводящее мужскому полу позиции либо смехотворные, либо ущербные. Очевидно, что речь идет не о клоунаде, где персонажи в исторических костюмах не имеют ни малейшего представления об исторической первооснове, а лишь дурачатся и хулиганят, отпуская увеселительные прибаутки. Очевидно, что матчасть авторами изучена от а до я, от войны со шведами во всех картографических подробностях до эпидемий оспы (которая, в частности, забрала жизнь юного Петра II, предшественника Петра III) и церковного запрета светского книгопечатания на Руси, и только потом эксплуатируема в целях заострить и высмеять уклад и образ мыслей. И куда важнее в данном случае, нежели точно передать фактаж, точно передать нюансы русских нравов. И именно с этим «Великая» справляется на ура.
Текст МакНамары – эталонный пример того, как предельную грубость можно передать с неоспоримым изяществом.
– Мне здесь плохо. Я скучаю за близкими. Мне нужны друзья, веселье, свежие идеи, клубника…, – сетует Екатерина.
– А мне, чтобы отсосали. Мы ведь делимся потребностями, – отвечает Петр.
Создатели «Великой» свободно обходятся с историчностью, но безошибочно и четко придерживаются историзма. И как, скажите, можно всерьез оспаривать фактаж «исторического» сериала про Россию восемнадцатого века, если на финальных титрах звучит рок-н-ролл, а в восьмой серии визит Петра к шведскому королю (эпизод называется «Фрикадельки на даче») сопровождается советским гимном защиты отечества «Вставай, страна огромная!»?
Николас Холт неожиданно исполнил свою лучшую в карьере роль. Любая феерическая глупость его персонажа смотрится и слушается с неподдельными любопытством и восторгом. Эль Фаннинг складно комбинирует наивность, благие цели и одержимость властью, внезапно оказавшейся соблазнительно близко к ее нежным, бледным перстам. Апофеозом ее одержимости и кроющейся за неискушенностью способности к манипуляции становится «образовавшееся» на бедре «по воле Господа» родимое пятно в форме карты Российской империи… То ли еще будет.
Анастасия Лях
Великая (The Great)
2020 год, Великобритания/ Австралия
Продюсеры: Марк Вайнмейкер, Уте Леонхардт, Тони МакНамара, Ник О’Хаган, Эль Фаннинг, Джош Кесселман, Дуг Манкофф, Эндрю Сполдинг
Режиссеры: Колин Бакси, Джетта Патель, Мэтт Шекман
Сценарий: Тесс Моррис, Джеймс Вуд, Тони МакНамара
В ролях: Эль Фаннинг, Николас Холт, Фиби Фокс, Луис Хайнс, Себастиан Де Соуза, Саша Дхаван, Адам Годли, Дуглас Ходж, Гвилим Ли, Абрахам Попула, Белал Сабир, Чарити Уэйкфилд, Стюарт Скудамор, Джеймс Смит, Катарина Мартин
Операторы: Мая Замойда, Джон Броули, Анетт Хаелльмигк
Композитор: Нейтан Барр