Этот мистический мини-сериал, основанный сразу на нескольких произведениях Стивена Кинга, – истинный подарок ярым фанатам писателя. Отсылок-пасхалок, касающихся богатого творчества плодотворного мастера ужаса, здесь такое же море, как в «Первому игроку приготовиться» отсылок к поп-культуре. Но и без пасхалок это довольно любопытная, витиеватая и интригующая история сама по себе.
Все действие разворачивается в вымышленном городке Касл Рок, штат Мэн, в котором происходят события многих романов Кинга. Как и городок Дерри из романа «Оно», тоже несуществующий в реальности и тоже расположенный в штате Мэн (родном штате писателя), Касл Рок является немногочисленным провинциальным местечком, где поселилось некое инфернальное зло. Все начинается с того, что местный начальник тюрьмы кончает жизнь самоубийством, причем довольно жутким способом: оторвав себе голову. После этого молодой охранник тюрьмы, исследуя нефункционирующий тюремный блок, обнаруживает клетку с запертым в ней парнем. Юноша практически не говорит и жмурится от яркого света: очевидно, что он провел много лет в темноте и одиночестве. Как и велел ему покойный начальник тюрьмы, тайно державший его в заключении как явившегося в Касл Рок дьявола, при первых же расспросах он произносит всего два слова, имя и фамилию: Генри Дивер.
Генри Дивер – темнокожий адвокат из Техаса, специализирующийся на смертниках – убийцах, приговоренных к смертной казни. Когда-то он жил в Касл Роке и был приемным сыном местного пастора и его жены. Однако в детстве с ним приключилась странная вещь: однажды ночью, посреди леса, в сорокаградусный мороз он бесследно пропал, а затем вновь появился, но ничего не помнил. В ту же ночь, когда пропал мальчик, пастор был обнаружен у подножья скалы с переломанным хребтом. И весь город обвинил приемыша в смерти священника. Все, кроме приемной матери.
И вот Генри Дивер, некогда ставший в Касл Роке изгоем, возвращается в ненавистный родной городок, чтобы выступить защитником загадочного пленника, вышедшего из клетки. С возвращением адвоката и освобождением из заточения безымянного парня в Касл Роке начинается череда смертей.
Авторы сериала решили не экранизировать какое-то конкретное произведение Стивена Кинга, а сочинить оригинальную историю, но с множеством аллюзий. И это однозначно преимущество данного проекта в сравнении с прямолинейными адаптациями: даже тот зритель, который знает все романы, повести и рассказы Кинга наизусть, смотрит «Касл Рок», совершенно не представляя, чем в итоге обернется сюжет.
Смотрите легально на MEGOGO
И именно для такого зрителя, который знает вселенную Кинга до мельчайших подробностей, повсюду раскиданы пасхалки. Одни из них сходу бросаются в глаза, другие – тщательно припрятаны и доступны лишь самым наблюдательным кингоманам. Так, например, тюрьма Касл Рока называется Шоушенк. Болтливую подругу Молли, соседки Генри Дивера, обладающей эмпатией и телепатией, зовут Джеки Торренс: она племянница Джека Торренса, главного персонажа «Сияния», и хорошо разбирается в топорах. Приемную мать Генри Дивера играет Сисси Спейсек, в юности исполнившая роль девочки со способностью к телекинезу в хорроре «Кэрри» по одноименному произведению Кинга. Таинственного пленника из клетки, прозванного дьяволом, играет Билл Скарсгард – клоун Пеннивайз из свежей экранизации романа «Оно», но только на сей раз без грима. Шериф Алан Пэнгборн, фигурирующий в сериале, – главное действующее лицо романа Стивена Кинга «Нужные вещи».
Соседка Молли, работающая риэлтором, однажды появляется в сочном желтом пиджаке: «Сколько миньонов тебе пришлось убить, чтобы сшить этот пиджак?» – подтрунивает над Молли ребятня. В сочный желтый дождевик был одет маленький Джорджи, потянувшийся за бумажным корабликом в канализационный сток и бесследно пропавший в самом начале романа «Оно».
Парень из клетки предлагает излечить мать Генри Дивера от неизлечимого Альцгеймера. В «Зеленой мили» чернокожий великан Джон Коффи (у Билла Скарсгарда, чтобы вы понимали, рост тоже будь здоров, почти что под два метра), несправедливо приговоренный к смертной казни, излечивает жену начальника тюрьмы от неоперабельной раковой опухоли.
Авторы сериала скрупулезно наследуют проблематику творчества Кинга. В частности, расизм («Ты тот черный, – говорят местные жители темнокожему адвокату, когда он спустя много лет возвращается в Касл Рок. – Когда-то в тебя переодевались дети на Хэллоуин»; то есть народная ненависть и обвинения обрушились на Генри по двум причинам: он был приемным, взявшимся невесть откуда, и он был черным); религиозный фанатизм (пастор и начальник тюрьмы якобы слышат глас божий, повелевающий заточить дьявола; также в фильме упоминается понятие «схизма» как звуки свыше, звуки вселенной: в действительности схизма означает раскол внутри церкви, впадение той или иной стороны в ересь); домашнее насилие, деспотию внутри семьи, унижение и подавление жены мужем (от тирании пастора страдает мать Генри, безуспешно порывающаяся собрать чемоданы и уйти, и сам Генри тоже; от этого же страдали героини романов «Долорес Клейборн» и «Игра Джеральда»).
Здесь нет случайных кадров и случайных сцен: все взаимосвязано и все имеет смысл, который просто раскрывается не сразу. И за всем нужно внимательно наблюдать и во все вслушиваться. Так, например, безымянный «дьявол» на вопрос «Кто ты такой?» отвечает лишь два слова: «Генри Дивер», как и велел ему его похититель. Слова воспринимаются как требование заключенного привести адвоката, и зритель вскоре о них забывает. Однако в действительности эта реплика предельно важна и означает она совсем другое.
Главный герой «Зеленой мили», тюремный надзиратель Пол, всю жизнь себя корил за казнь невиновного. В сериале «Касл Рок» адвокат Генри Дивер дважды за десять эпизодов, в первом и последнем, произносит монолог об обоснованном сомнении при вынесении судом присяжных смертного приговора: «Если бы мне надо было решать дилемму о чьей-то жизни и смерти, для меня любое сомнение было бы обоснованным».
Сомнение, собственно, и есть лейтмотивом и сутью этой мистической истории, развернувшейся в забытом богом провинциальном городишке, которого даже нет на карте, как утверждает племянница психопата из романа «Сияние». Как чувство ответственности, к примеру, было главным мотивом «Мистера Мерседеса», так и чувство неуверенности в правильности собственных действий является основополагающей темой здесь. Потому что когда берешь на себя ответственность решать чью-то судьбу, любое сомнение обосновано…
Анастасия Лях
Касл Рок (Castle Rock)
2018, США
Продюсеры: Дж. Дж. Абрамс, Стивен Кинг, Бен Стивенсон, Лиз Глотцер, Дастин Томасон, Сэм Шоу
Режиссеры: Майкл Аппендаль, Дэн Аттиас, Эндрю Бернштейн, Кевин Хукс, Грег Яйтанс, Ана Лили Амирпур, Джули Энн Роббинсон, Николь Кассел
Сценарий: Сэм Шоу, Дастин Томасон, Джина Уэлч, Скотт Браун, Лайла Байок, Винни Вильгельм, Марк Бернадин, Марк Лафферти
В ролях: Андре Холланд, Билл Скарсгард, Мелани Лински, Скотт Гленн, Сисси Спейсек, Джейн Леви, Терри О’Куинн, Энн Кьюсак, Рори Калкин, Эллисон Толман, Ноэль Фишер
Операторы: Джеффри Грили, Ричард Рутковски
Композиторы: Томас Ньюман, Крис Вестлэйк
Коментарі закрито.