Кажется, это лучшее, что случалось с фэнтези за многие годы. На стриминге Amazon вышел сериал, основанный на одноименном цикле романов американца Роберта Джордана. В нем сыграли восхитительная и царственная Розамунд Пайк, известная по мини-сериалу «Пикник у Висячей скалы» юная австралийка Мадлен Мэдден, звезда «Бумажного дома» испанец Альваро Морте, афробританка Софи Оконедо, номинированная на «Оскар» за драму «Отель Руанда», датчанин Александр Виллауме из детективного мини-сериала «Голова» (где также снимался Морте) и несколько молодых безызвестных, но многообещающих актеров.
В вымышленных мирах и вымышленном времени, отсылающем к Средневековью, существует некий источник магии, именуемый Единая сила, и могущественный женский орден Айз Седай, члены которого этой магией обладают и следят, чтобы она не попала в мужские руки (ибо мужчины владеть силою недостойны). И существует тотальное зло, мрак, именуемый Темным, жаждущий погрузить мир в кромешную тьму. Один раз в определенное количество лет на земле рождается именуемое Драконом избранное дитя, мальчик или девочка, обладающее такой сокрушительной силой, что способна либо спасти мир от Темного, либо разрушить его окончательно (но истинного Дракона нужно разгадать в череде лжедраконов). И тогда наступит новая эра, и немногие выжившие будут собирать новый мир по крупицам на пепелище старого, чтобы по прошествии лет возникла новая цивилизация, в которой, когда придет срок, снова родится Дракон… И так по кругу снова и снова, и снова… Так крутится вечное и неизменное Колесо.
Героиня Розамунд Пайк, чародейка из Айз Седай, прибывает в обычную крестьянскую деревню под названием Двуречье, в которой по ее исследованиям и подсчетам двадцать лет тому назад родился тот, кто станет новым Драконом. То есть деревня не такая уж и обычная. Ее жители, обрядами и одеждой напоминающие язычников, также верят, что исключительно в женщинах живет некая прадавняя сила, магия предков, которую те аккумулируют в заплетенных косах, пройдя с наступлением возраста обряд посвящения в местной горной реке. Эти девушки и женщины образуют общину, которую возглавляет старейшина, именуемая Мудрой. Она умеет слушать ветер. При этом старейшина необязательно старая, но та, кто действительно мудрая.
Выбирать потенциального Дракона доводится между одной девушкой и тремя парнями, что подходят по возрасту. Но и Мудрая, что на пять лет старше необходимого возраста, может (если вдруг приврала немного о своих годах, опасаясь, что деревня не станет верить и полагаться на столь молодую старейшину) оказаться тем самым избранным. Разгадать, кто же Дракон, чародейка не успевает, так как на поселение неожиданно нападают троллоки – кабано- и козлоподобные высоченные монстры, прожорливые и кровожадные солдаты-приспешники Темного.
Фанаты взрослого фэнтези должны быть в восторге. «Колесо времени» не копирует «Властелина колец», выдавая жалкое и схематическое подобие, как это сделал, к примеру, «Варкрафт», но является основательным и уважительным оммажем великому наследию Толкина. И аллюзий на его мифологию, или так называемый легендариум, здесь тьма. Прибытие героини Розамунд Пайк в Двуречье созвучно с прибытием Гендальфа в Шир. Темный – тот же Саурон. Око мира, где обитает Темный, – отсылка к Всевидящему оку. Троллоки – те же орки. Возникающий из тьмы Исчезающий на службе у Темного созвучен с Черными всадниками. Созвучны также названия территорий: Двуречье, Порубежье… слова образованы по тому же принципу, что и Средиземье. Цветовая дифференциация чародеек из Айз Седай на синих, зеленых, красных и желтых параллелит с разделением магов на серых и белых. А еще в сериале есть сцена, в которой происходит ритуал уничтожения кольца в огненной лаве…, но только это совсем другой ритуал, совсем другой огонь и совсем другое кольцо.
Смотрите легально на MEGOGO
Однако при всей схожей эстетике этика «Властелина колец» и «Колеса времени» принципиально разнится. Ни явного феминизма (за исключением разве что Эовин, внучки роханского короля Тенгела, которая ослушалась деда, прикинулась воином и ринулась в бой наравне с мужчинами), ни расового разнообразия ни у Толкина, ни в экранизациях Питера Джексона, где практически весь каст составили белые мужчины, не было. Тогда как материал Роберта Джордана и сериал Amazon (того же стриминга, что готовит амбициозный и дорогущий сериал по «Властелину колец», что выйдет в 2022 году и обещает бóльший акцент на женских персонажах) посредством Айз Седай демонстрируют отчасти лояльную, отчасти радикальную форму матриархата и подчеркнутое этническое многообразие (а также сексуальное, об этом дальше).
«Колесо времени» – это как если бы «Властелин колец» встретился с лайт-версией «Игры престолов». Речь не столько о Драконе, сколько о жесткости и сексе. То есть это фэнтези настолько не детское, что здесь убивают детей, продырявливают горло женщинам, а беременная воительница сражается с десятком мужчин на жутком холоде за считанные минуты до родов и в итоге рожает на голой обледеневшей земле, истекая кровью от смертельного ранения в живот. Что касается секса, он в своей голой, непосредственной форме остается за кадром, но при этом связь демонстрируется в любом проявлении и любых комбинациях: между женщиной и мужчиной, между женщиной и женщиной, между мужчиной и мужчиной, между женщиной и несколькими мужчинами… (в рядах сестер Айз Седай красные являются мужененавистницами и не имеют с мужчинами никаких связей, тогда как синие Айз непременно имеют подле себя мужчину-стража, и это вовсе не угнетающие, доминирующие, эксплуатационные отношения хозяйки и раба, как может показаться на первый взгляд, но теснейшая, сакральная связь подобно той, что в «Темных началах» Филипа Пулмана существует между людьми и их деймонами; ну а зеленые Айз в числе прочего отличаются тем, что склонны иметь не одного стража, а нескольких, и это количество, судя по всему, не ограничено, но священная связь – а не оргия – аналогично существует и в таких группах, причем ею связана не только Айз, но и каждый страж с каждым стражем).
Поскольку пространственно-временную вселенную «Колеса времени» можно назвать отсылкой к Средним векам, здесь есть и своя версия святой инквизиции и охоты на ведьм. Божественная «святость» католических убийств и садизма обыгрывается таким образом, что орден мужчин в белых одеждах (белый цвет – заодно и намек на Ку-клукс-клан, но неполиткорректной шутки ради возглавляет орден чернокожий) якобы служит «свету» и в угоду «свету» истребляет еретичек из Айз Седай (намек на то, что католическая церковь уничтожала женщин не за вымышленное колдовство, а лишь за то, что они – женщины, за их женскую силу и женскую «магию»).
Еще в сюжете фигурирует любопытный народ кочевников, который не обладает никакими сверхъестественными способностями, но также противостоит ордену света. Они (похожие одновременно на цыган и хиппи) исповедуют идеологию листа, что отрывается от дерева и летит туда, куда несет ветер. Веганы и пацифисты (очень современная и прогрессивная комбинация взглядов), они не приемлют никакое насилие и не отвечают насилием на насилие. А изуверам в белом говорят так: свет можно прикрыть даже детской ладошкой, но лист никуда не исчезнет, налетавшись, он однажды уйдет обратно в землю и подпитает дерево, на котором снова вырастут листья, и Колесо никогда не остановится.
Помимо прочего «Колесо времени» – увлекательный детектив. Здесь нет однозначного разделения на зло и добро. Есть таинственный Темный, у которого тлеющие угли вместо глаз, и определенно далекий от добра и света белый мужской орден, но и в рядах Айз Седай не все гладко, и кого-то разъедает слепая ненависть к мужскому полу, кто-то лицемерит, и даже магнетическая героиня Розамунд Пайк явно что-то утаивает и, возможно, преследует личные цели…, а внутри юношей из деревни идет внутренняя борьба между светом и тьмой, потому что что-то от Темного, видимо, есть в каждом из нас. К тому же интрига, кто же настоящий Дракон, исправно держится до последнего… Помните то нетерпеливое и ненасытное чувство, когда закончилось «Братство кольца» и впереди не улыбался целый мучительный год ожидания? То же чувство ждет по окончании первого сезона «Колеса времени».
И возвращаясь к связям. Это история о самых различных и самых тесных связях. О связях добра и зла. О связях человека с природой. О связях между женщинами, связях между мужчинами, связях между мужчинами и женщинами. О связях времени и истории, что плетется в спираль без конца и начала, повторяясь снова и снова, круг за кругом, цикл за циклом. Неустанное колесо вечного движения то ли вперед, то ли на месте.
Анастасия Лях
Колесо времени (The Wheel of Time)
2021 год, США
Продюсеры: Розамунд Пайк, Рейф Джадкинс, Рик Селвидж, Ларри Мондрэгон, Тед Филд, Майк Уэбер, Даррен Лемке
Режиссеры: Ута Бризвитц, Киаран Доннелли, Салли Ричардсон-Уитфилд, Уэйн Йип, Санаа Хамри
Сценарий: Рейф Джадкинс, Роберт Джордан, Майкл Кларксон, Пол Кларксон
В ролях: Розамунд Пайк, Джоша Страдовски, Маркус Рутерфорд, Зои Робинс, Барни Харрис, Мадлен Мэдден, Дэниел Хенни, Майкл Макэлхаттон, Альваро Морте, Хаммед Анимашаун, Александр Виллауме, Приянка Бозе, Софи Оконедо, Каэ Александр, Кейт Флитвуд, Клер Перкинс, Петер Францен
Операторы: Дэвид Мокснесс, Дэвид Лютер
Композитор: Лорн Бэлф