История сурового охотника за головами, который проникается отцовской любовью к младенцу (поскольку сам давным-давно лишился родителей и рос сиротой) и из-за этого нарушает нерушимый кодекс наемника, с одной стороны, совершенно далека от ситхов и джедаев (ни первых, ни вторых здесь нет, равно как и радужных световых мечей); с другой – абсолютно близка к киновселенной «Звездных войн», несмотря на телеформат.
Младенец, прозванный в сети «маленьким Йодой», сходу стал популярнейшим мемом (не быть Диснею Диснеем без сражающей любого циника наповал обезоруживающе-умилительной зверушки). Но этот ребенок, конечно же, никакой не маленький Йода, а новорожденный соплеменник Йоды. Ведь действие «Мандалорца» разворачивается между падением Империи и появлением Верховного порядка, то есть после событий шестого эпизода космической саги («Возвращение джедая») и перед событиями седьмого эпизода («Пробуждение силы»), когда Йода уже умер, дожив до глубокой старости.
Авторы сериала сочинили сюжет, прибегнув к трем самым большим загадкам киновселенной Джорджа Лукаса и Дж. Дж. Абрамса. Первая загадка – что было после того, как рухнула Империя? Воцарилась ли в далекой-далекой галактике долгожданная свобода от деспотичного режима и сил зла? Или мир погрузился в хаос? И какого черта у власти оказался Верховный порядок, который та же Империя, только в профиль? Вторая загадка – кто такие воины мандалорского клана и кому они служат: добру или злу? Почему никогда не снимают своих шлемов и какова их конечная цель? «Таков путь», – говорят они. Но куда этот путь ведет? Третья загадка – кто такой Йода? Какой расе он принадлежит, с какой планеты он родом, откуда взялась его Сила и есть ли еще такие, как он? (ответ на последний вопрос мы уже знаем – есть).
Под замечательное музыкальное сопровождение шведского композитора Людвига Йоранссона, приключенческо-героическое, но вместе с тем никак не пафосное, мы наблюдаем путь, проложенный преимущественно случайным образом, для безымянного мандалорца (который точно не Боба Фетт) и загадочного малыша расы Йоды. И этот чудаковатый тандем, местами отсылающий к комедиям про одиноких папаш, не знающих что и как делать с младенцами, – возможно, лучшая пара всей киновселенной (разве что после пары Хана Соло и Чуи).
Если «Звездные войны» – космическая опера, то «Мандалорец» – определенно космический вестерн. Или космическое бадди-муви с примечанием (примечание заключается в том, что оттенок взаимоотношений гораздо глубже, чем «приятельский»). По живописным оранжево-желтым пустынным пейзажам блуждают одинокий воин (тот же ковбой, только вместо шляпы – шлем, а вместо кожаных штанов и пончо – доспехи из пуленепробиваемого мандалорского железа под названием бескар) и детеныш в летающей роботизированной люльке, будто Дон Кихот и Санчо Панса. Оба крайне немногословны, но и без всяких слов (благо, здесь нет патетических изречений с инверсионным порядком членов предложения) очевидно, что их скрепляет особая и нежная связь.
Смотрите легально на MEGOGO
И этот «ковбой», захаживая в «салун», заказывает не девку и стакан кукурузного самогона, а тарелку супа для ребенка. И официантка (а вместе с ней и зрительницы) расплываются в умилении.
«Звездные войны», безусловно, богаты на персонажей в скрывающих лица шлемах. Но одно дело, когда шлем не снимает безликий штурмовик, член массовки. И когда его не снимает суперзлодей, усиливающий страшащий эффект непроницаемой и холодной металлической маской (и характерным голосом). И совсем другое дело, когда шлем не снимает протагонист, должный добиться от аудитории однозначных симпатий (к слову, на мучащий весь интернет вопрос касательно употребления пищи простой и адекватный ответ был дан в четвертой серии). Однако мы, зрители, симпатизируем безымянному мандалорцу практически сразу. И не потому, что знаем, что там, под каской скрывается Педро Паскаль (кстати, это одна из главных интриг сериала: откроет ли Гюльчатай свое личико, или так до конца и продержится судьей Дреддом). А потому, что чувствуем позитивную, благородную энергию. И камера то и дело наезжает на шлем с эдаким намерением интимной близости, и железяка будто начинает с нами разговаривать, выказывать хоть и скупые, но различимые и неподдельные эмоции.
И нет, мандалорец и маленький Йода не копируют Соло и Чубакку. Они – не кореша, не компаньоны, не напарники. И не то чтобы случайные попутчики. И не Фродо и кольцо (мандалорец – малышу хранитель, но он не намерен бросить дитя в вулкан Мордора). Они, скорее, как Клайв Оуэн и сакральный плод в чреве девушки посреди постапокалиптического мира, пораженного бесплодием, из фантастики «Дитя человеческое». Защитник и нуждающееся в защите хрупкое сокровище, преисполненное потенциальной силы и несущее в себе надежду на светлое, благое завтра.
И совершенно неважно, что мы (все, кто посмотрел седьмой и восьмой эпизоды основной линии франшизы и, к сожалению, вынужден был посмотреть заключительный девятый) отлично знаем, что будет в этой вселенной дальше. Потому что у этих двоих явно своя вселенная и своя история.
Анастасия Лях
Рекапы всех эпизодов первого сезона:
Мандалорец (The Mandalorian)
2019 год, США
Продюсеры: Джон Фавро, Дэйв Филони, Кэтлин Кеннеди, Колин Уилсон
Режиссеры: Дэйв Филони, Рик Фамуйива, Дебора Чоу, Брайс Даллас Ховард, Тайка Вайтити
Сценарий: Джон Фавро
В ролях: Педро Паскаль, Джина Карано, Ник Нолти, Джанкарло Эспозито, Эмили Суоллоу, Карл Уэзерс, Омид Абтахи, Вернер Херцог, Тайка Вайтити
Оператор: Грег Фрэйзер
Композитор: Людвиг Йоранссон