В эпоху женского движения #MeToo и оголтелого повсеместного феминизма американский кабельный канал FX в сотрудничестве с потоковым сервисом Hulu решил пойти от противного и выпустить мини-сериал про самую знаменитую в истории антифеминистку.
Роль консерваторши-республиканки Филлис Шлэфли, которая в начале 1970-х, в эру сексуальной революции, женской революции и черной революции, при поддержке других отчаянных домохозяек всеми фибрами своей пуристской души отстаивала мужское доминирование в американском социуме, то есть продолжающееся господство патриархата, и похоронила поправку к Конституции о равных правах для мужчин и женщин, инициированную движением феминисток во главе с журналисткой Глорией Стайнем, исполнила величественная, статная, породистая Кейт Бланшетт, которой действительно очень под стать звание миссис Америки (пусть актриса и австралийка) и которую крайне непривычно видеть в застегнутом на все пуговицы образе красноречивой, яростной традиционалистки в жемчужных бусах, асексуальных глухих юбочных костюмах цвета «пыльной розы», с пенсионной укладкой на голове и раздражающе фальшивой широкой улыбкой.
«Миссис Америка» – шоу о женском влиянии на политику и мир. Посему мужские персонажи, воплощенные Джоном Слэттери из сериала «Безумцы» и Джеймсом Марсденом, здесь пребывают на периферии, довольствуясь третьим планом и эпизодами. Глорию Стайнем, секс-икону феминистского переворота эпохи диско, сыграла Роуз Бирн. Сторону эмансипированных женщин также пополнили актрисы Элизабет Бэнкс, Марго Мартиндейл из сериала «Американцы», Узо Адуба из сериала «Оранжевый – хит сезона». Сторону домохозяек помимо Бланшетт заняли Сара Полсон, Мелани Лински из сериалов «Два с половиной человека» и «Касл-Рок», а также подзабытая звезда «Основного инстинкта» Джинн Трипплхорн.
Война поварих с либертарианками легко могла вылиться в комедийную карикатуру, незлобный шарж на стычку преданных своей роли жены и матери стряпух, выпекающих пироги и банановые хлебцы, эдаких «степфордских жен», и женщин с яйцами, которые не на сковороде, как у первых, но в штанах или под юбками у карьеристок, лесбиянок, разведенок… и просто вольнодумных представительниц пола, который последние наотрез отказываются называть слабым. Но «Миссис Америка» – не гротеск и не пародия, а вполне серьезный исторический проект, заглядывающий далеко за рамки конфронтации двух моделей женского поведения и образа мышления. Это история многолетнего противостояния и противоречия внутри самой Америки, образцовый демократизм которой подчас выдается лишь иллюзией, обманкой, за которой до сих пор стоит непрошибаемой стеной ретроградная идеология, включающая неискоренимые расизм, сексизм, варварство и нетерпимость.
И да, сейчас Америка устраивает показательный процесс над Харви Вайнштейном, но не так давно она обожала Роджера Айлза и его пропагандистский Fox News. Да, она выбрала первого чернокожего президента, но затем вместо первой женщины-президента выбрала Дональда Трампа. Конфликт сторонниц и противниц абортов остро стоял в 70-х, но даже сегодня, когда аборт в США легитимен, он остается темой табу и темой-объектом общественного порицания (вспомним эфирное откровение героини Риз Уизерспун в сериале «Утреннее шоу», вызвавшее всенародные осуждение и гнев).
Смотрите легально на MEGOGO
Так что «Миссис Америка» – история о вечном антагонизме, парадоксе ценностей внутри страны и общества, на воображаемую либеральность которого равняется весь мир. И о том, что это разногласие, эта коллизия разворачивается в рядах не столько избирателей, сколько избирательниц. Мужчины стоят в стороне и ожидают конечный результат, пока женщины между собой рьяно спорят и решают, чего же в действительности они хотят от жизни и от своего в ней положения.
Кейт Бланшетт, визуально похожая здесь на свою же героиню из фэнтези «Дом с часами в стене», создает образ эффектный и приглаженный одновременно, раздражающий и вместе с тем заслуживающий некоторых симпатий или как минимум попытки понять стремления и позицию Филлис Шлэфли. И тут дело даже не в том, что героиня благодаря таланту актрисы несет ересь не просто громогласно, но весьма убедительно, а в том, что эта ересь и впрямь местами кажется убедительной и даже резонной. И едва ли это по-настоящему отрицательный персонаж. Скорее, нарицательный образ непоколебимо стабильный и неистребимо нетленный.
Анастасия Лях
Миссис Америка (Mrs. America)
2020 год, США
Продюсеры: Стейси Шер, Кейт Бланшетт, Райан Фле, Анна Боден, Коко Франчини, Дави Уоллер, Таня Барфилд, Бу Киллебрю
Режиссеры: Анна Боден, Райан Флек, Амма Асанте, Лор де Клермон-Тоннер, Яница Браво
Сценарий: Дави Уоллер, Таня Барфилд, Бу Киллебрю, Майка Шрафт, Эйприл Ших, Шэрон Хоффман, Майка Шрафт, Джошуа Гриффит
В ролях: Кейт Бланшетт, Роуз Бирн, Сара Полсон, Элизабет Бэнкс, Джон Слэттери, Джеймс Марсден, Узо Адуба, Кейли Картер, Эри Грейнор, Мелани Лински, Марго Мартиндейл, Джинн Трипплхорн, Трейси Ульман
Операторы: Джессика Ли Ганье, Пепе Авила дель Пино
Композитор: Крис Бауэрс