Этот британский бибисишный мини-сериал (всего три серии), основанный на реальных политических событиях 2018 года, оказался на редкость рейтинговым и даже вызвал ажиотаж среди телезрителей. В смысле среди британских телезрителей.
В принципе немудрено, что на родине «Отравление в Солсбери», снятое именно с британской точки зрения, причем не с британской правительственной, а с британской народной, стало большим хитом. Ведь это не история Сергея и Юлии Скрипалей (чужаков в глазах англичан). И не история политико-криминального расследования с попытками выяснить, кто же стоит за этим чудовищно бесчеловечным химическим терактом (тут как бы и так все очевидно). И не история глобального международного конфликта. И не просто очередное подтверждение того, что Путин – монстр (хотя авторы сериала твердо произносят эту ожидаемую мысль в лоб и на самом старте: «нас постиг удар от чудовища с востока», и в кадре лоснится самодовольная физиономия российского лидера). Это очень эмоциональная, но в то же время скрупулезно следующая документальному фактажу история одной случайной жертвы, маленькая трагедия одной невинной смерти в грязном, хладнокровном и безжалостном месиве большой политической игры.
Сегодня, когда планета сражается с коронавирусом, происхождение и целевое назначение которого до сих пор вызывает множество вопросов и порождает множество конспирологических теорий, «Отравление в Солсбери» с его неуютными и пугающими кадрами тотальной дезинфекции и обсервации на улицах самого обычного, милого и дружелюбного, тихого маленького городка, который внезапно заполонили люди в защитных химкостюмах и охватил тревожный и неодолимый страх абсолютной беззащитности и уязвимости перед глобальной угрозой, что внезапно оказалась шокирующе близкой и реальной, выходит далеко за рамки проблем и трагедии Британии. И касается эта история действительно каждого. И абсолютно каждого она до чертиков пугает осознанием того, что вакансия случайной жертвы сегодня, завтра, послезавтра… в любой момент открыта для всех и всякого из нас.
Сюжет мини-шоу условно разделен на три персонажные линии. Первая – линия Трейси Дашкевич (Энн-Мари Дафф), руководителя общественного здравоохранения графства Уилтшир, к которому принадлежит город Солсбери. Дашкевич оказывается в ситуации человека, специализация и работа которого всегда были номинальными, дежурными на случай гипотетической, но едва возможной катастрофы. Но вдруг эта катастрофа на самом деле происходит. И весь привычный мир переворачивается вверх дном, и кажется, что все простое, личное, будничное, рядовое, включая мужа и ребенка, больше не имеет прежнего значения, потому что есть вещи несоизмеримо больше и важнее.
Вторая – линия скромного, обыкновенного, провинциального полицейского Ника Бейли (Рэйф Сполл), не героя, а просто «того парня, которому не повезло» откликнуться на вызов и первым войти в дом Скрипалей, схватившись за злополучную дверную ручку.
Смотрите легально на MEGOGO
Если первые две пересекаются сразу же, то третья линия вплоть до последнего кадра второй серии сохраняет загадочную обособленность и подчеркнутую параллельность, никоим образом не вовлекаясь в основной сюжет. Это линия женщины по имени Доун (МайАнна Беринг), социально опустившейся алкоголички, которая пытается завязать, наладить отношения с неожиданно приличными родителями и сестрой и мало-мальски финансово встать на ноги, чтобы вернуть опеку над дочерью. Исправить ошибки у нее получается с переменным успехом, но авторы явно дают нам понять, что Доун не безнадежна и искренне хочет стать лучше. Единственное, что зритель, который лишь в общих чертах знаком с фактажом трагедии в Солсбери, не может понять, каким местом Доун, живущая в соседнем городе, связана с повествованием про отравление.
Это непонимание сценаристы, конечно же, создают намеренно, чтобы тот самый кадр в финале второй серии, наконец изобличающий связующую нить, стал ударным, огорошивающим, сотрясающим прозрением и осмыслением необратимости чудовищных событий, что произойдут в заключительном третьем эпизоде и обнажат перед каждым зрителем его незащищенность перед сегодняшней политической реальностью.
«Отравлению в Солсбери» удалось посредством одной-единственной гибели куда нагляднее показать масштаб катастрофы, в которой пребывает современный мир, нежели фильмам и сериалам про эпидемии, войны и массовую смертность. Мы напрочь не защищены в своих домах, какими крепкими они бы нам ни казались. Мы не интересуемся политикой, но да, она всегда интересуется нами и беспощадна к нам, а мы – голые и уязвимые, ломкие, беспомощные и бессильные перед ней.
Анастасия Лях
Отравление в Солсбери (The Salisbury Poisonings)
2020 год, Великобритания
Продюсеры: Карен Льюис, Дэн Кей, Лоуренс Бауэн, Крис Кэри, Люси Ричер
Режиссер: Сол Дибб
Сценарий: Адам Паттерсон, Деклан Лоун
В ролях: Энн-Мари Дафф, Рэйф Сполл, МайАнна Беринг, Джонни Харрис, Уильям Хьюстон, Дункан Поу, Аннабель Шолей, Эмма Стэнсфилд, Марк Эдди, Амбер Ага, Даррен Бойд, Эндрю Брук, Уэйн Суонн, Джилл Уайнтерниц, Клер Берт, Кир Чарльз, Стелла Гонет, Найджел Линдсей, Фэй МакКивер, Пол Попплуэлл, Джонатан Слингер
Оператор: Грэхэм Смит
Композитор: Раэль Джонс