Хочется начать с чисто рекламной формулировки. Устали от пафосных пассажей «Бульварных ужасов»? Тогда смотрите «Проповедника» на канале AMC, экранизацию одноименной серии комиксов издательства DC (которые, кстати, не раз уже пытались адаптировать, да все безуспешно). Создатели сериала, в числе которых известный комедийный тандем Сета Рогена и Эвана Голдберга, предлагают смачную, ядреную, бодрящую альтернативу вышеназванному снобистскому проекту Showtime.
Представьте, что фильмы Тарантино и Родригеса (тот же «От заката до рассвета») встретились с придурковатой, но совершенно бесподобной комедией Рогена и Голдберга «Это конец» (не зря она так понравилась Квентину) и искренне полюбили друг друга, по дороге перепихнувшись с «Догмой» Кевина Смита.
«Далекий космос», – говорит закадровый голос. И что это еще, как не шуточный оммаж «Звездным войнам» с их неизменным вступительным словом «Давным-давно, в далекой-далекой галактики…»; самому легендарному поп-культурному эпосу о противостоянии зла и добра, темной и светлой сторон.
Смотрите легально на MEGOGO
В прологе в одном из африканских приходов взрывается пастырь на полуслове о грядущей великой войне света и тени, щедро орошая прихожан ошметками своих мозгов и внутренностей. Чуть позже то же самое произойдет в российском православном храме, и ошарашенный батюшка несколько раз повторит на чистом русском языке: «О Боже, его святейшество… его руки, ноги, его мозги! Его мозгииии! На мне, на ней, повсюду! Его мозги, они взорвались. Они были повсюду. Мозгиии! Везде мозгиии! Аааааааа!». А еще позже в американских теленовостях скажут, что Тома Круза разорвало при загадочных обстоятельствах во время спича перед собратьями-сайентологами.
Когда же в кадре появляется Доминик Купер, облачающий голый татуированный, шрамированный торс в черную рубашку с белой колораткой, вставленной в воротничок со стильными металлическими углами, и проплывает мимо столика с опустошенными бутылками пива и виски под бессмертного Вилли Нельсона «Time of the Preacher» – так и хочется бахнуть текилы, надвинуть на лоб ковбойскую шляпу и запрокинуть на воображаемую барную стойку грязные ноги в воображаемых пыльных ботинках со шпорами… А на запыленной стезе, ведущей к маленькой провинциальной церквушке, красуется надпись: «Откройте свои задницы и дырки Иисусу». И проплывающий мимо проповедник смиренно и равнодушно переставляет буквы обратно: «Откройте свои сердца и души Иисусу» (и тут, конечно, трудно не вспомнить деревянное распятье на заснеженной тропе в прологе «Омерзительной восьмерки»). Это Техас, детка.
Проповедует же главный герой по имени Джесси Кастер только потому, что дал обещание покойному отцу. Но проповеди у него явно не складываются; вера то ли дремлет, то ли вовсе отсутствует; азарта и энергии ноль; да и стрижка у него какая-то не пастырская. Плюс в прошлом новоиспеченного миссионера, судя по всему, слишком много темных багровых пятен.
Раздражаетесь, когда мученица-героиня Евы Грин в «Бульварных ужасах», заламывая пальцы, талдычит про веру, которая ее покинула? Утомились от того, что из крови создают сексуальный фетиш? Включите «Проповедника». Здесь вера – концепция весьма условная, а кровь и ошметки больше похожи на клюквенное варенье, целые выварки вкуснейшего клюквенного варенья. Здесь таинственные плохие парни (пришельцы?..) пьют чай и с кирпичными лицами жуют чайный пакетик; то ли падший ангел, то ли обычный ирландский вампир трындит про хомяка, застрявшего в заднице, сигает с самолета на высоте девяти тысяч метров, вооружившись одним только зонтиком и бутылочкой из-под скотча с живительной кровушкой, расплющивается о землю в котлету и восстанавливается, подобрав кишки и подкрепившись целой коровой; а дерзкая эмансипе, кромсающая мужиков налево-направо, учит деток феминизму и кровавой вендетте над сбежавшими бойфрендами.
Пилотная серия кажется сумбурной и сумасшедшей. Но это однозначно борзо, нахально, агрессивно, весело, эффектно и с долей здорового антиклерикального и антирелигиозного сарказма, помимо повсеместного черного юмора. Все здесь как-то легонько и свежо, хоть и не ново: начиная с фразы «девятью километрами выше» вместо стандартных «двумя годами ранее» или «тремя часами позже» и заканчивая кетчупом, шлепнувшимся в тарелку сразу после сцены падения кровососного фрика из самолета.
– Пью, ругаюсь, дерусь и даже на кондиционер денег скопить не могу.
– Похоже на очень хреновую кантри-песню, чувак.
В общем будем надеяться, «Проповеднику» удастся то, что совсем не удалось «Пастырю». И бог, как говорится, в помощь.
Анастасия Лях
Проповедник (Preacher)
2016 год, США
Продюсеры: Эван Голдберг, Сет Роген, Сэм Кэтлин
Режиссеры: Эван Голдберг, Сет Роген, Майкл Словис
Сценарий: Эван Голдберг, Сет Роген, Сэм Кэтлин, Стив Диллон, Гарт Эннис
В ролях: Доминик Купер, Джозеф Гилган, Рут Негга, Люси Гриффитс, У. Эрл Браун, Том Брук, Джеки Эрл Хейли
Операторы: Джон Грилло, Билл Поуп
Композитор: Дэйв Портер