kinowar.com

Третий день (The Third Day)

Зачекайте, будь ласка...

Этот британо-американский мини-сериал кабельного канала HBO с Джудом Лоу и Наоми Харрис имел настолько интригующую, окутанную тайной пиар-кампанию, что толком не были понятны ни сюжет, ни даже жанр. То ли драма, то ли детектив, то ли триллер, то ли мистика… На деле «Третий день» оказался атмосферным и жутковатым фольк-хоррором, спекулирующим на обрядах и традициях кельтского язычества. Маленькое, но амбициозное шоу, в котором также запечатлелись Эмили Уотсон, Кэтрин Уотерстон и Пэдди Консидайн, скорее можно назвать длинным полнометражным фильмом, состоящим из двух глав, нежели классическим телесериалом.

Поначалу думалось, что это будет что-то вроде «Пляжа» с молодым ДиКаприо, где герой попадал на райский остров, где жила сбежавшая от цивилизации закрытая коммуна, но в итоге оказывался скорее в аду, нежели в парадизе. Но нет, с «Пляжем» у проекта нет практически ничего общего. Зато созвучий с «Плетеным человеком» и «Солнцестоянием» хоть отбавляй.

Действие, разворачивающееся на Британских островах, начинается сценой на проселочной дороге. На обочине стоит авто. А герой Джуда Лоу эмоционально разговаривает по мобильному. Из разговора следует, что он оставил на материке некие неразрешенные проблемы: из его дома были украдены сорок тысяч наличными, но из-за сомнительного происхождения денег персонаж не смог заявить в полицию. Но это не криминальное роуд-муви. Дальше герой, которого зовут Сэм, начинает вести себя крайне странно. Рыдает у живописного ручья с водопадом, пускает по воде какую-то полосатую футболку…

А затем вынимает из петли девочку-подростка, повесившуюся на дереве (и видит кудрявого мальчика-фантома, которого кроме него больше никто не наблюдает). Спасенную юную самоубийцу, одновременно встревоженную и подавленную, герой вызывается отвезти домой, несмотря на то что она не очень-то вежлива и дружелюбна: «Дурацкое имя Сэм, как собачья кличка». А дом девочки находится на островке, путь к которому лежит через дамбу, пройти или проехать по которой можно лишь в часы отлива.

Естественно, Сэм попадает на остров, полный подозрительных обитателей, до чертиков пугающих, невзирая на радушие, и уехать с острова у него никак не получается (то прилив, то машину заблокировал чей-то пикап…). И так проходят три дня.

Смотрите легально на MEGOGO

«Третий день» неслучайно, конечно же, разделен на две главы, в каждой из которых по три эпизода. Первая глава озаглавлена «Лето», вторая – «Зима». Три эпизода соответствуют трем дням, проведенным главными героями глав, заезжими путниками, на острове (герой первой главы – персонаж Джуда Лоу, героиня второй главы – мать с двумя маленькими дочерьми в исполнении Наоми Харрис, решившая за неимением финансовой возможности устроить полноценный заграничный отпуск показать девочкам диковинный древний остров, затерявшийся в родных краях). Интервал между событиями первой главы и второй – девять месяцев. Девять – число, состоящее из трех троек.

Не секрет, что во многих религиозных учениях цифра три наделена особым смыслом и таинством, включая христианское триединство бога-отца, бога-сына и бога-святого духа. В язычестве тройка символизировала тройственную богиню, являющуюся в ипостаси девушки, матери и старухи. Тройка же связана с циклом рождения, жизни и смерти, а также символизирует созидательное мужское начало (в сериале островом, жители которого искренне верят в магию этого места и называют его «душой мира», правит некий Отец, потомок отца-основателя). В славянском ведизме говорится о трех сторонах бытия: яви, прави и нави.

Шесть эпизодов отсылают к цифре, дважды состоящей из троек. В ведической алфавитной нумерации шестерка имела форму змейки. Камера постоянно показывает вид дамбы, выныривающей из-под воды во время отлива, сверху, и сверху она имеет форму все той же змейки. Ну и едва ли стоит напоминать, что шесть – «число зверя», метка ставленника сатаны.

«Третий день» – симбиоз трех выдающихся хорроров из различных киноэпох: «Плетеного человека» из 70-х (золотая эра умных гностических ужасов), «Антихриста» из нулевых и современного «Солнцестояния» из эпохи ренессанса этого «низкого» жанра (благодаря таким режиссерам, как Ари Астер, Джордан Пил и Роберт Эггерс интеллектуальный хоррор сегодня переживает не просто возрождение, но мощнейший новый расцвет).

Как и в «Плетеном человеке», главный герой остается на оторванном от цивилизации острове, ведомый стремлением спасти невинную девочку от рук религиозных фанатиков, но все оказывается не совсем тем, чем кажется. Как и в «Солнцестоянии», действие которого происходит в жарком июле, события первой главы, подчеркнуто психоделической и расплавленной в противовес четкому рационализму холодной второй половины шоу) разворачиваются посреди лета, а главный герой, как и героиня Флоренс Пью, видит мир так, будто постоянно находится под действием галлюциногенов: все вокруг, живое и неживое, движется, перемещается, плывет. Как и в «Антихристе», герой повсюду встречает мертвых животных (не считая обилия экзотических исполинских кузнечиков, отсылающих к библейскому нашествию саранчи как каре господней), и как и в скандальном фильме фон Триера, разворачивается условное противостояние мужа и жены, мужского и женского начал.

«На первый день Бог создал небо, землю и свет, и отделил свет от тьмы. На второй день – создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью, и назвал твердь небом. На третий – сушу и моря…». И сюжет, и символика, и структура «Третьего дня» неукоснительно блюдут баланс. В первой главе в съемной комнате, где останавливается на ночлег герой, под умывальником в форме круга (круг в язычестве – символ солнца, которому поклонялись староверы, и символ вечности) насыпана соль; во второй главе в той же комнате, где останавливается на ночлег героиня, под умывальником в форме круга насыпаны сухие листья. Как говорит юная обитательница острова, все в мире – это баланс соли (моря) и земли (суши), соответственно баланс мужского и женского, добра и зла… Отсюда и красивейшая метафора дамбы, то выныривающей, то погружающейся под воду.

Ну, а кинематографические истории – что как не баланс выдумки и реальности, иллюзии (которую олицетворяет персонаж Джуда Лоу) и рационализма (который олицетворяет героиня Наоми Харрис). Они конфликтуют, взаимодействуют, притягиваются, отталкиваются, в целом не понимают друг друга, но все равно близки, и иногда фантазия (жизнь в фантазии, вера в фантазию) все же берет верх даже над самым трезвым и упрямым прагматизмом.

Анастасия Лях

превью

Третий день (The Third Day)

2020 год, Великобритания/ США

Продюсеры: Деде Гарднер, Дэннис Келли, Джереми Клейнер, Марк Манден, Эдриан Стерджес

Режиссеры: Марк Манден, Филиппа Лоуторп

Сценарий: Дэннис Келли, Дин О’Локлин, Кит де Уоол

В ролях: Джуд Лоу, Кэтрин Уотерстон, Пэдди Консидайн, Эмили Уотсон, Наоми Харрис, Джон Даглиш, Фрейя Аллан, Бёрье Лундберг, Марк Льюис Джоунс, Том Лоуренс, Пол Кэй, Ричард Бреммер

Операторы: Бенджамин Кракун, Давид Шизайе

Композитор: Кристобаль Тапия де Веер

Зачекайте, будь ласка...

Відгук про серіал Третий день (The Third Day)

Коментарі