Канал BBC продолжает выпускать классические мини-сериалы по детективным романам Агаты Кристи, несмотря на то, что, казалось бы, все произведения писательницы уже были экранизированы, причем не раз. Так, в 2018 году британская телестудия выпустила сразу два трехсерийных проекта на основе детективов легендарной английской мастерицы сочинять и распутывать загадки: «Испытание невиновностью» с Биллом Найи и «Убийства по алфавиту» с Джоном Малковичем в роли эксцентричного бельгийского сыщика Эркюля Пуаро.
И надо сказать, спустя десятки самых различных воплощений Пуаро в кино и на телевидении Малковичу удалось представить этот устоявшийся образ по-новому, свежо, не совсем привычно, вернее совсем непривычно, и в то же время оставаясь в рамках типажа. Американский актер хорватского происхождения, не имеющий отношения ни к Бельгии, ни к Англии, – едва ли очевидный выбор на роль Эркюля Пуаро. Собственно, поэтому кастинг проекта изначально был встречен британской прессой в штыки. Но впоследствии критики признали это рискованное кастинговое решение более чем удачным, а игру Малковича, которому пришлось разговаривать в кадре на британском английском с французским акцентом, единогласно назвали яркой и захватывающей.
«Убийства по алфавиту» – самый нетипичный роман Кристи из серии про расследования Пуаро. И возможно, именно поэтому столь нетипичен исполнитель главной роли. А экранизация нетипична и подавно. Здесь Эркюль Пуаро предстает изрядно уставшим, сломленным, чуть ли не пребывающим в затяжной депрессии. Он лишен былого величия и славы, никто больше не называет его гением, не преклоняется перед его детективным талантом. И даже его эксцентрика существенно померкла. В этом мини-сериале Малкович не носит гротескные усы. Его Пуаро выглядит… обычно. Это элегантный немолодой мужчина с тяжелым отпечатком на лице то ли одиночества, то ли утомленности, то ли старого чувства вины, то ли всего разом.
Сюжет впервые рассказывает не столько о персонажах-объектах расследования – жертвах, родных и знакомых жертв, подозреваемых – сколько о самом Пуаро. Рваные флэшбэки отсылают в прошлое главного героя, где произошла какая-то трагедия. Здесь мы впервые узнаем, кем был этот человек до того, как стать частным детективом. Здесь Пуаро впервые пребывает в атмосфере сдавливающего дискомфорта. Начало 30-х годов. В Лондоне действует нацистская организация, скандирующая что-то вроде «Англия для англичан». Пуаро – детектив без уважения и славы и иностранец без приглашения и гостеприимства, мягко говоря. Такой неприветливый и неуютный микроклимат создает для бедолаги опытная в целом и по части адаптаций произведений Агаты Кристи в частности сценаристка Сара Фелпс, лишая героя не только почестей и уверенности, но даже ближайшего друга и помощника Гастингса.
И серийный убийца, начинающий убивать без какого-либо четко выраженного почерка и связи между жертвами (женщины, мужчины, молодые, не очень, задушены, зарезаны, убиты ударом по голове), а лишь педантично следуя алфавиту в выборе имен и мест преступления, связан с Пуаро лично, знает его пугающе близко, наблюдает за ним, подходит вплотную, играет в тет-а-тет игру и глумится над незавидным положением, в которое скатился некогда великий, прославленный филер. Перед каждым преступлением убийца шлет Эркюлю Пуаро письмо, напечатанное на машинке. И тон письма всегда насмешливый, высокомерный, дерзкий, не скрывающий ни амбиций адресанта, ни выраженного самолюбия.
Смотрите легально на MEGOGO
Бибисишные серии выстроены таким образом, что человек, потенциально являющийся алфавитным душегубом, обнажается перед зрителями с первых сцен. И все улики настолько прямо и неопровержимо указывают на него (таинственного, грустного, но вполне вписывающегося в портрет маньяка странствующего коммивояжера, продающего женские чулки и страдающего до жути странным фетишем: симпатичная дочь антипатичной хозяйки постоялого двора топчется каблуками по открытым ранам на его спине), что интрига оправдания оказывается ничуть не меньшей, чем интрига обвинения и разоблачения.
Сериал непривычно мрачный, страшный и угрюмый как для экранизации историй про дознавательный метод Пуаро, обычно полный легкости, колкостей, чудачеств и акцента на правильно сваренном яйце, поданном на завтрак. Ни усов, ни округлой приземистой фигуры с выступающим брюшком… Ничего, что могло бы вызвать смех и стать поводом для шутки. Худощавый силуэт Джона Малковича; мудрый, печальный, глубокий взгляд, будто слегка пристыженный; не скрывающая отпечаток лет седая борода (ни в одном из предыдущих экранных образов у Эркюля Пуаро никакой бороды не было)…
Поначалу герой Малковича закрашивает седину на этой самой бороде в привычно черный для представлений об Эркюле Пуаро цвет. Но краска держится едва ли и стекает по изможденному лицу безобразной и опять-таки постыдной черной струйкой. Пачкает лицо протагониста черным, будто макает в темноту. И тогда сконфуженный, чуть ли не опозоренный неудавшимся омоложением герой смывает краску в умывальник, и раковину заполняет агатовая, густо-черная материя, словно эссенция наступающего зла. Таким образом Пуаро вступает в конфронтацию и с тьмой, и с самим собой, чтобы в конечном счете очистить, как очистил бороду от черноты, доброе имя легендарного ищейки, закрытое сердце – от старой боли, а холодный ум – от робости и помутнений.
Анастасия Лях
Убийства по алфавиту (The ABC Murders)
2018 год, Великобритания
Продюсеры: Джеймс Причард, Дэмиен Тиммер, Сара Фелпс, Хелен Зиглер, Элизабет Килгаррифф
Режиссер: Алекс Габасси
Сценарий: Сара Фелпс, Агата Кристи
В ролях: Джон Малкович, Руперт Гринт, Эндрю Бакан, Имон Фаррен, Джек Фартинг, Грегор Фишер, Тара Фитцджеральд, Генри Гудман, Ширли Хендерсон
Оператор: Джоэл Девлин
Композитор: Изобель Уоллер-Бридж