Какова цена лжи? Она слишком высока, чтобы продолжать лгать. Ложь из года 1986 не прекратилась, она лишь трансформировалась в новые форматы. Например, теперь ложь нового времени – это говорить, что сериал от HBO заказал госдеп США, чтобы оклеветать Советский Союз и текущую политику РФ. А потом и снять свой сериал, и свой документальный фильм, где будет показано, как коварный Запад прокрался на ЧАЭС, подкрутил вентили и взорвал реактор, чтобы уничтожить советских людей (как, вероятно, планирует сделать НТВ). Все это было бы забавно, если бы подобная постоянная пропаганда не влияла на умы миллионов, подчиняя их воле той же системы, которая в 1986 чуть не уничтожила половину Европы в бездушной попытке спасти саму себя.
Именно поэтому и важен сериал “Чернобыль”. Он в очередной раз изобличил систему, которой плевать на людей. Системе важно только чтобы сохранилась она сама, неважно, сколько жизней это унесет. И это не только про СССР – это касается любой страны, включая самые развитые западные и европейские.
Читайте также разбор всех эпизодов сериала:
Смотрите легально на MEGOGO
После просмотра возникает чувство не то чтобы стыда, скорее, недоумения: и почему я раньше не вникал в эту тему так глубоко? Все мы знали базовые вещи про Чернобыль, интересовались этой темой, смотрели отдельные документальные фильмы, читали что-то в интернете, но по-настоящему погрузились в проблематику произошедшего только после выхода сериала от HBO. Помимо художественной и идейной ценности, “Чернобыль” ценен еще и этим – он заставил людей вновь вспомнить о произошедшем, ведь острота восприятия давно стала утихать. И он детально разложил трагедию на составляющие: последовательность, последствия и причины.
Тщательность проработки многократно обсуждалась в самых разных источниках, мы не исключение. Совершенно нелепо смотрятся попытки придраться к каким-то мелочам и уж тем более к художественному вымыслу. Да, все киевляне узнали улицу Хмельницкого, подписанную в сериале как “Москва”, но как мы уже писали ранее, весь шум в комментариях поднялся исключительно потому, что живешь рядом и хорошо это место знаешь. В то же время, во всех остальных исторических фильмах, снятых совершенно необязательно на месте реального действия, ты эти накладки не видишь. Просто потому, что не знаешь, как это выглядит на самом деле. Припять снимали в Прибалтике, но никто не обратил на это внимание – ведь ни в Припяти, ни в тех районах Литвы, где происходили съемки, никто из наших зрителей не был. Это слишком мелкие “ляпы” (мы даже не уверены, что их стоит так называть), чтобы хоть на малую долю обращать на них внимание с точки зрения достоверности материала. Зато воссоздание ЧАЭС, костюмы, форма, одежда, машины, прически, интерьер квартир – просто пугающая реалистичность. Как будто сел на машину времени и попал обратно в 1986 год.
При этом это художественное кино – часть персонажей вымышленные, что не скрывается, некоторые события изменены либо для усиления эффекта, либо для того, чтобы связать повествование в цельную и удобоваримую историю. В художественном, не документальном кино это делать можно. Поскольку в противном случае это будет набор разрозненных сюжетных линий, разговоров, действий большого количества людей. Зритель будет просто не в состоянии разобраться в том, что происходит (да и в пять эпизодов не вложили бы). Вдумайтесь: в сериале подробно разъясняют принцип работы атомного реактора и причины его катастрофы. Для заметной части массовой аудитории это уже перегрузка в восприятии, а ведь это нужно сделать не только достоверно, но и увлекательно. Именно поэтому Ульяна Хомюк – это собирательный образ всех тех ученых, которые подобно Легасову отстаивали правду (о чем и написано в финальных титрах). Через линию одного персонажа легче донести историю того, с чем пришлось столкнуться всем тем, кто пытался отстоять правое дело для общей безопасности.
Огромное количество статей на самых разных ресурсах на тему того, что в сериале правда, а что вымысел – не будем даже пытаться разбирать что-то подобное, материал выйдет слишком объемным. Отметим лишь, что те части, которые были изменены по сравнению с реально произошедшими событиями, введены в повествование не по ошибке. Легасова не было на суде. Но именно его показания в суде дали возможность суммировать все, что произошло в ту ночь на ЧАЭС, провести зрителя через все ошибки, допущенные как коллективом станции, так и высшим руководством. У создателей сериала, безусловно, был соблазн придать драматизма происходящему на экране – наверняка, были мысли прописать пламенную речь перед судом. В каком-то смысле, она и присутствует в картине, но все же это далеко от стандартных спичей в судебных драмах. И то же можно сказать и про остальные серии: иногда сценарист “давал драмы”, но все же чувство меры и вкуса ему не отказало. Ведь материал и так более чем трагичный, а потому к дешевым приемам, вышибающим слезу, прибегать не нужно было.
Мы уже писали при разборе эпизодов, что сериал поразил еще и перевоплощениями создателей: Крейг Мазин, сценарист и продюсер проекта, ранее работал главным образом над комедиями, причем не слишком глубокими или трогательными. Это такие фильмы как “Без чувств”, “Похмелье в Вегасе 2”, “Очень страшное кино” 3 и 4, “, “Супергеройское кино”. Если вы смотрели что-то из этого набора, то понимаете, что в этих лентах немало юмора ниже пояса, и с драматическим кино это не имеет ничего общего. Самое драматическое из портфолио Мазин написал в 2016 году – “Белоснежка и охотник 2” (будем надеяться, что в случае с этим фильмом наша ирония понятна). Иными словами, от Крейга Мазина сценарий масштаба “Чернобыль” совершенно не был ожидаем. И когда узнаешь о том, кто именно сценарист на проекте, погружаешься в состояние шока.
Но сериал не переставал поражать: теперь давайте разберем фигуру режиссера. Его зовут Йохан Ренк. Это вам ничего не говорит. Но если вы слушали музыку в 90-х и если вам напомнить сценическое имя Stakka Bo, то есть шанс, что вы вспомните, кто это. И обалдеете. Потому что вот кто это:
Усатый дядька веселого вида, певец и композитор, чьи песни Here We Go и Down The Drain в 1994 были не то чтобы суперхитами, но все же довольно заметными для любителей поп-музыки. Позднее Ренк снимал клипы для Мадонны (в частности, Hung Up), Дэвида Боуи, Бейонсе, Кайли Миноуг, Робби Уильямса. Затем он снимал по 2-3 серии для весьма серьезных сериалов – “Во все тяжкие”, “Ходячие мертвецы”, “Викинги” и “Родословная”, но все же, никогда не выглядел как топовая фигура в режиссуре. До нынешнего момента.
В съемочной и актерской группе задействовано немало скандинавов – помимо Ренка это также композитор, оператор и Стеллан Скарсгард, исполнивший роль Бориса Щербины. Вероятно, суровый скандинавский характер придал еще большей мрачности продукту, ведь после первых двух эпизодов казалось, что просто не удастся собраться с силами для просмотра всего сезона. Помимо Скарсгарда, к которому как обычно нет вопросов, в главных ролях также Эмили Уотсон, снявшаяся в огромном количестве хорошего кино (“Рассекая волны” Триера, “Красный дракон”, “Вселенная Стивена Хокинга”, “Гений” и многое другое) и Джаред Харрис, сыгравший Валерия Легасова. Наиболее известная его роль, пожалуй – профессор Мориарти в “Шерлоке Холмсе” от Гая Ричи. И пусть на его счету огромное количество заметных фильмов и сериалов, настоящее признание, похоже, придет именно сейчас, после успеха “Чернобыля”.
“Чернобыль” поставил новую планку в уровне производства сериалов. Если раньше можно было говорить о доминировании дорогостоящих проектов с хорошим сценарием (“Игра престолов”, “Пропавшие без вести”, “Видоизмененный углерод”), то теперь одним махом мы получили нового лидера в рейтинге по оценкам зрителей, у которого на первом плане серьезная трагедия и ее осмысление. Бюджет, понятное дело, тоже не копеечный (и реализм изображаемого на экране от этого также зависит), но все же, дело не в спецэффектах, драконах и прочих впечатляющих визуальных образах. Классика всегда побеждает: какими бы мощными ни были новые технологии, берущая за душу история всегда задвинет их на дальний план. Сценарий, как и прежде – основа успеха, но теперь это помножено на суровую реалистичность и серьезную тему. Кажется, что превзойти успех “Чернобыля” просто нереально, но примерно то же самое все думали и об успехе “Игры престолов”.
Сериал стал настолько знаковым и обсуждаемым явлением, что мы могли бы написать в рамках этой рецензии еще три раза по столько же. Но не будем раздувать текст до неподъемного объема. Вместо этого еще раз скажем спасибо всем тем ликвидаторам последствий катастрофы на ЧАЭС, которые приняли удар на себя и спасли нас от непоправимого, часто ценой собственного здоровья и жизни. Мы помним о вас – и теперь есть еще одно мощное художественное напоминание от Крейга Мазина и Йохана Ренка.
Чернобыль (Chernobyl)
2019 год, США
Продюсеры: Крэйг Мазин, Кэролин Штраусс, Джейн Фезерстоун, Занне Воленберг
Режиссер: Йохан Ренк
Сценарий: Крэйг Мазин
В ролях: Джаред Харрис
Стеллан Скарсгорд
Пол Риттер
Джесси Бакли
Адам Нагайтис
Кон О’Нил
Эдриан Роулинс
Сэм Тротон
Роберт Эммс
Эмили Уотсон
Давид Денсик
Марк Льюис Джонс
Алан Уильямс
Алекс Фернс
Ральф Айнесон
Барри Кеоган
Фарес Фарес
Майкл Макэлхаттон
Оператор: Якоб Ире
Композитор: Хильдур Гуднадоуттир