Название этого сериала, детища стрим-сервиса Netflix, как бы сходу говорит о том, что конкретики на экране будет мало, а вот всякого разного непонятного много. С одной стороны, происходит «эдакое странненькое дельце» вроде продажи мертвых душ. С другой, постер сериала самым очевидным образом имитирует плакаты старых «Звездных войн». С третьей, выясняется, что на темной стороне обитает не только Боб из Черного вигвама, но и голомозый монстр без лица… «Очень странные дела» упоительно ностальгируют по 80-м, подростковой научной фантастике, страшилкам, Спилбергу, Кингу, Линчу, Карпентеру, «Секретным материалам» и даже по Алисе Селезневой и миелофону, хотя о последнем создатели сериала вряд ли догадываются. Интересный сюжет не то чтобы обеспечен, но вот ароматное путешествие в детство гарантировано.
Действие разворачивается в штате Индиана, в выше указанных 80-х (думается, даже штат в данном случае выбран не случайно, а в качестве отсылки к «Индиане Джонсу»). Если советские дети 80-х играли во дворах в мушкетеров и гардемаринов, то американские, естественно, в ситхов и джедаев. И вот в типичном маленьком провинциальном городишке, где никогда ничего плохого не происходит (разве что однажды «сова напала на голову Элен Гилеспи, потому что перепутала ее волосы с гнездом»), где утро в полицейском участке – «время кофе и созерцания», вот в этой тихой, безмятежной уездной идиллии, где из кассетника звучит Joy Division, стрижки у всех заросшие и нелепые, детишки лопают чипсы и шоколадный пудинг, сражаясь по ходу дела с демогоргоном (князь демонов в настольной фэнтезийной игре Dungeons & Dragons), гоняют на великах и общаются друг с другом по рации; где добрые хорошие люди десятилетиями работают в аптеке и магазинчике на углу, где в каждом доме непременно стоит стационарный дисковый телефон – в этом земном раю эпохи постпанка и световых мечей внезапно пропадает мальчик…
«Очень странные дела», начиная с титров и музыки и заканчивая 134-м выпуском комикса «Люди Икс», являются чересчур концентрированным, но однозначно искренним признанием в любви поп-культуре и, в частности, кинокультуре 80-х. Авторы шоу братья Дафферы, сродни Дж. Дж. Абрамсу и его маленькому личному проекту «Супер 8», от чистого сердца предлагают своему зрителю, изголодавшемуся по теплоте душевной и нежно-строгому материнскому голосу, зовущему на обед, окунуть в чай печенье «мадлен» и подобно герою Марселя Пруста перенестись на сотни страниц, вернее на восемь пятидесятиминутных серий, в далекое уютное детство (пусть для нашей публики чужое американское, не суть), где холодная война холодной войной, а пепси и снеки по расписанию; где мальчишеская компания неудачников-гиков, над которыми глумится вся школа, до боли похожа на главных героев романа «Оно», а девочка, обладающая сверхъестественными способностями, будто сошла со страниц «Воспламеняющей взглядом».
Смотрите легально на MEGOGO
В хоть и аккуратной, но все-таки свалке всех этих ностальгических штук порой промелькивают пречудесные диалоги вроде этого:
– Мой сын не похож на тебя и не похож на меня, он не похож на большинство людей. У него есть пара друзей, но в основном дети злые, они насмехаются над ним, обзывают, осмеивают его одежду…
– А что не так с его одеждой?
– Не знаю! А это важно?
– Может быть.
– Он – ранимый, чувствительный мальчик. Папаша думал, что он голубой, педиком обзывал…
– А он что, педик?
– Он пропал!!!
Или этого:
– Эта девочка очень опасна.
– А что она натворила?
– Не могу вам сказать.
– Боже, она что, русская?!
В то же время авторы, так сказать, идут в ногу со временем и, вдохновившись суровым образом императора Фуриосы из последнего «Безумного Макса», самым сильным персонажем истории делают бритую мальчикоподобную девчонку (тогда как центральный герой-мальчишка выглядит крайне женственно). Вообще братья-режиссеры нисколько не сдерживают себя в проявлении нежных чувств к кинематографу и, несмотря на выразительную романтизацию конкретной эпохи, не брезгуют и нынешними нулевыми. Так, сложно не уловить параллель с «Лабиринтом Фавна» Гильермо дель Торо, не заметить заимствования кадров из «Прометея» Ридли Скотта и даже из артхаусной фантастики «Побудь в моей шкуре». И неслучайно в одной из сцен на экране появляется игрушечный «Тысячелетний сокол», нелетающий, который чудо-девочке удается поднять в воздух с помощью своих сверхспособностей (надо полагать, намек на то, что Дж. Дж. Абрамсу удалось воскресить франшизу «Звездные войны» и вернуть ее к истокам после череды не самых удачных приквелов).
В этой своей всеохватывающей любви Дафферы слегка распыляются и теряют собственный, самобытный сюжет. Но вкус печенья «мадлен» слишком дорог и памятен сердцу, чтобы обращать внимание на разноперый сценарий и преждевременно раскрытую интригу.
«Куплю тебе карандаши, потому что твои файерболы зеленого цвета похожи на капусту», – говорит мама пропавшего мальчика в лице Вайноны Райдер. В палитре Дафферов тоже не хватает нужного карандаша, но если включить воображение и не отмахиваться от магии кино, любой кочан превратится в огненный шар, монстр из настольной игры оживет и поселится в стене над кроватью, гирлянды начнут разговаривать, а смерть окажется пустышкой, набитой ватой.
Анастасия Лях
Очень странные дела (Stranger Things)
2016 год, США
Продюсеры: Дэн Коэн, Джастин Добл, Мэтт Даффер, Росс Даффер
Режиссер: Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви
Сценарий: Мэтт Даффер, Росс Даффер, Джесси Никсон-Лопес
В ролях: Вайнона Райдер, Дэвид Харбор, Финн Вулфард, Милли Бобби Браун, Гейтен Матараццо, Калеб МакЛафлин, Наталия Дайер, Чарли Хитон, Кара Буоно, Мэттью Модайн
Операторы: Тим Айвз, Тод Кэмпбелл
Композиторы: Кайл Диксон, Майкл Стейн