ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ. Читать только тем, кто посмотрел все сезоны.
Стартовал шестой сезон «Игры престолов», кажется, самого популярного сериала за всю историю телевидения и первого по-настоящему взрослого фэнтези. Именно он из года в год возглавляет списки не только самых рейтинговых телешоу, но и самых скачиваемых пиратским путем. Фанаты до потери голоса и пульса и до мозолей на пальцах спорят о том, воскреснет или не воскреснет Джон Сноу; Джордж Мартин то жалуется на то, что из-за популярности и всяких там промо-туров он никак не может усесться за писанину и закончить новую книгу, то радостно заявляет в соцсетях, что все еще жив; а создатели сериала тем временем «убивают» поклонников новостью о том, что шоу вышло на финишную прямую и осталось всего тринадцать серий.
Джона Сноу обсуждать не будем. Хотя именно с его мертвого тела, лежащего на снегу в луже крови, начинается новый сезон. И финишную прямую пока обсуждать рано. Во-первых, обещанные тринадцать эпизодов все равно будут разбиты на седьмой и восьмой сезоны, так что в запасе у преданных обожателей минимум два года, чтобы накопить горькие слезы прощания. Во-вторых, историю действительно пора заканчивать: пять лет ждать пришествия белых ходоков и злополучной зимы, которая была «близко» еще в первой серии первого сезона, – это слишком (зато как бы вас не раздражала «Игра престолов» сезона эдак с третьего-четвертого, музыка Рамина Джавади настолько прекрасна, что порой хочется промотать эпизод, но промотать титры рука не поднимется; а еще, конечно, всегда приятно послушать благозвучные неологизмы писателя: Винтерфелл, валирийская сталь, Утес Кастерли, валар моргулис, кхалиси).
Говорить о том, что «Песнь льда и пламени», с одной стороны, является фантазийной интерпретацией средневековья с его инквизицией и бесконечными завоеваниями, с другой, проекцией на сегодняшние политические реалии, – тоже особого желания нет. Потому что политика, как известно, – грязное дело («Игра престолов» – по сути, тот же «Карточный домик», только с «сиськами и драконами», как выразился Иэн МакШейн).
Секс… Ну, а что о нем говорить?..
Смотрите легально на MEGOGO
Так вот, обсудить хочется распределение женских и мужских персонажей.
На первый взгляд, эпическое творение Джорджа Мартина кажется откровенно женоненавистническим. Героинь унижают, насилуют, бьют, ставят раком и заставляют голыми идти через весь город (и тот факт, что Дейенерис якобы должна занять трон, вовсе не компенсирует многочисленные поругания и плевки). Но вместе с тем «Игра престолов» – апогей сериального феминизма. Разберем по характерам.
То, что героиня Эмилии Кларк является самой жирной точкой в системе образов, – очевидность, не требующая доказательств. Немногим ей уступает Серсея (и хотя Лине Хиди совершенно не идут волосы Златовласки, это никак не мешает ей наводить страх и трепет). Арья Старк, будучи девочкой и ребенком, мужественнее большинства взрослых персонажей «сильного» пола. Ее старшая сестра Санса несколько сезонов похожа на кислую сливу или побитую алычу, но в пятом наконец просыпается. Маргери – еще та лисица. Кейтилин Старк однозначно была сильнее супруга и, хоть и вроде как почила на Красной свадьбе, еще может восстать из мертвых. Бриенна – тут комментарии излишни, достаточно просто взглянуть. Игритт взяла быка за рога и лишила девственности несчастье по имени «Ничего-то ты не знаешь, Джон Сноу». Эллария со своей немногочисленной, но суровой армией амазонок легко прибрала к рукам дом Мартеллов. Наконец Красная женщина – темная лошадка, единственная колдунья на все псевдосредневековое фэнтези, которая, судя по всему, еще не сделала свой главный ход.
А теперь перейдем к мужчинам. Все сильные или потенциально сильные мужские характеры скоропостижно отправились на тот свет: Нед Старк, Тайвин Ланнистер, Робб Старк, Пес, Манс Налетчик, принц Оберин, кхал Дрого… Джон Сноу – даже если воскреснет, все равно желейка, то бишь рохля. Джейме Ланнистер – куда больше мачо, чем Цареубийца. Бран – глиста в обмороке. Джоффри – маленький садист-истерик с кучей комплексов. Рамси – где-то из той же оперы, патологический маньяк-извращенец. Лорас – гей. Теон Грейджой – убогое существо, лишенное достоинства во всех смыслах слова. Станнис Баратеон – игрушка Красной женщины. Мизинец – интриган. Тирион, безусловно, хорош, но, как ни крути, – полумуж.
В общем выводы налицо.
Анастасия Лях
Игра престолов (Game of Thrones)
2011 год, США
Продюсеры: Дэвид Бениофф, Д.Б. Уайсс, Джордж Р.Р. Мартин
Режиссеры: Алан Тейлор, Дэвид Наттер, Алекс Грейвз
Сценарий: Дэвид Бениофф, Д.Б. Уайсс, Джордж Р.Р. Мартин
В ролях: Питер Динклэйдж, Лина Хиди, Эмилия Кларк, Кит Харингтон, Николай Костер-Вальдау, Мэйси Уильямс, Софи Тернер
Операторы: Анетт Хаелльмигк, Джонатан Фриман, Роберт МакЛаклен
Композитор: Рамин Джавади