kinowar.com

Вечные (Eternals)

Зачекайте, будь ласка...

Пока повсюду трубят, что марвеловский блокбастер впервые получил «гнилой» рейтинг критиков на «томатах» и что один из самых ожидаемых фильмов года разделил западных критиков на два лагеря (причем некоторые авторитетные рецензенты из лагеря разочарованных даже назвали картину «феерической чушью» и «катастрофическим просчетом»), с уверенностью скажу следующее: «Вечные» – самый грандиозный и самый красивый из всех фильмов Marvel. И самый про любовь… И возможно, у него куда больше общего с «Дюной» Дени Вильнева, нежели с классическими супергеройскими экшнами, к которым привыкли фанаты.

Когда американские критики первыми посмотрели и оценили свежее творение шагнувшей в новый этап студии, в публикациях появились такие вот нелестные характеристики: «едва ли не самый скучный фильм Marvel», «путаный, хаотичный, многословный, тяжеловесный, очень длинный, невнятный и даже бредовый», «лишенный фирменного марвеловского юмора», «не предлагающий ничего нового в супергеройском жанре», «марвеловский промах космических масштабов».

И параллельно появились диаметрально противоположные мнения и оценки. Настолько противоположные, что возникло ощущение, будто прессе показали две кардинально отличающиеся друг от друга версии ленты. Журналисты из этого лагеря, лагеря восхищенных, написали, что ««Вечные» не похожи ни на один из других фильмов Marvel», «что постановщица Хлоя Чжао создала мощные концепты и характеры», «что это настоящая эволюция марвеловской киновселенной и крутой поворот в четвертой фазе»… а еще это «удар ниже пояса» по застойным марвеловским лекалам.

Подписываюсь под каждым словом второго лагеря. И действительно, глядя на аргументы отрицательных отзывов, кажется, что их авторы и впрямь посмотрели какое-то совершенно другое кино. Потому что «Вечные» хоть и идут два с половиной часа, но не томят, а медленно увлекают, засасывают в свою особую магию и особый мир, который и правда совсем не похож на знакомый нам и до боли привычный киномир Marvel. Засасывают, как пески Арракиса. Вся кажущаяся путаность постепенно выстраивается в единую линию и единую идею, ниточка к ниточке. Фирменный марвеловский юмор однозначно на месте, и его более чем достаточно (один только Кинго, персонаж Кумэйла Нанджиани, совмещающий обязанности Вечного с головокружительной карьерой болливудской кинозвезды, – отдельная полноценная комедия). А эстетика настолько не похожа на все старое, что буквально каждый шаг и каждое режиссерское решение Хлои Чжао можно справедливо назвать инновацией в рамках MCU.

Когда вышел трейлер, возникло опасение, что сюжет будет слишком прямым и однозначным: хорошие богоподобные Вечные будут сражаться с плохими монстрами Девиантами за спасение хрупкого человечества, и никаких тебе твистов, никаких поворотов ни влево, ни вправо. На деле же «Вечные» – еще и самый детективный из марвеловских блокбастеров, где есть не просто загадка, интрига, разоблачение и свойственный фильмам Marvel финал-перевертыш, радикально меняющий все содержание и весь смысл…, но также полноценные убийство и убийца, искусно теряющиеся в условных перипетиях битвы добра со злом, но в кульминационный момент всплывающие на поверхность максимально неожиданно и эффектно.

Смотрите легально на MEGOGO

И опять же когда вышел трейлер, возникло опасение, что шутка про столик из вибрания, который оказался столиком из осенней коллекции IKEA, самая смешная в фильме, и ждать чего-то более остроумного, колкого, киноманского, междустрочного вряд ли стоит. Но ничего подобного. «Вечные» не брезгуют по-доброму щипнуть своих неизменных дисишных конкурентов, но делают это с необходимой долей самоиронии. Так, говоря об Икарисе, маленький мальчик утверждает, что видел Супермена, который летал над городом и стрелял глазами-лазерами, и за плечами его якобы развивался характерный красный плащ…, на что Икарис незлобно хохлит густые брови: «Никогда не носил плащ».

А выше упомянутый Кинго повсюду таскает за собою преданного пожилого дворецкого, без которого тот как без рук аки Бэтмен без Альфреда. Но только этот дворецкий-индус (пухлый ассистент-менеджер с болливудской работы) лишен английской чопорности и вместо подноса с чаем и при необходимости оружием носит видеокамеру, чтобы запечатлеть каждый «подвиг» кинозвезды и затем сварганить для болливудских анналов умопомрачительную документалку (и напоминает этот неуклюжий, но добродушный и поглощенный своим маленьким занятием маленький персонаж Джека Блэка в «Кинг Конге» Питера Джексона, не выпускающего из рук кинокамеру даже в пасти у монстра).

Из оскароносной «Земли кочевников» идеология Хлои Чжао элегантно и ненавязчиво перекочевывает и в «Вечных». Впервые в марвеловском экшне так много не мегаполиса, не каменных джунглей, а живой природы. Постановщица выбирает не индустриальные декорации, но живые, естественные локации: горы, моря, озера, леса, степи, пустыни… И в кадре отчетливо ощущаются те же гармония и единение с биоматерией и космосом, которыми была насыщена роуд-история одинокой, но счастливой Ферн в исполнении Фрэнсис МакДорманд, путешествующей по посткапиталистической Америке, что «магическим» образом возвратилась в первобытные, кочевые времена (ее героиня так же, как Вечные, лишилась дома и смысла существования, но затем обрела и то, и другое; и домом ей тоже стала вся бескрайняя планета с ее упоительными рассветами и закатами, рельефами и пейзажами).

Между делом Чжао затрагивает и войны, и экологию, и геноциды, и демографический взрыв, провоцирующий так называемое антропогенное давление на климат: в фильме рождение и созревание в недрах Земли нового Целестиала вызывает таяние ледников, извержения вулканов, глобальное потепление (фигурально этот затаившийся исполин, ждущий звездного часа и готовый сокрушить в пух и прах решительно все на своем пути, – та же ядерная бомба).

Стилистически постановщица исповедует философию гигантомании и трансцендентность космогонии, а образами и идеями обращается в эпоху античности. Так что «Вечные» смотрятся как кино не про супергероев, а про олимпийских богов (и прочих знаковых персонажей древнегреческой мифологии, к которым сюжет, конечно же, имеет множество очевидных отсылок от планеты Олимпии до падения Икара, который, получив свободу, потерял границы дозволенного и подлетел слишком близко к Солнцу, которое сожгло его крылья). Попутно Чжао (из которой прет в хорошем смысле слова не столько высоколобая интеллектуальность, сколько «афинская» мудрость) погружается в психоанализ, проецируя на надломленных героев классические влечение к смерти и влечение к жизни/любви, то есть классическое противостояние Эроса и Танатоса/ Таноса (не пропустите сцену после титров). Собственно, отсюда же, из психоанализа (равно как и из мифов, наполненных всевозможными чудовищами), выросли и Девианты, наши внутренние монстры, источники девиантного поведения и, как результат, отклонения человечества от правильного курса.

Каждый из Вечных (проникновенно сыгранных Анджелиной Джоли, Джеммой Чан, Ма Дон Соком, Барри Кеоганом, Брайаном Тайри Генри, Лией МакХью… и представленных подчеркнутым разнообразием в расе, гендере, сексуальной ориентации) царственно величественен, но каждый так или иначе сломлен, каждый в той или иной степени инфицирован «вечной усталостью» (эдакой коллективной меланхолией рода людского, накопившейся за тысячи-тысячи лет). Тена тонет в депрессии и «деменции». Серси – в сомнениях и неуверенности. Икарис – в слепом служении иллюзорной «высшей цели». Аяк – в разочаровании. Друиг – в самобичевании за то, что вынужден наблюдать, сложа руки, за тем, как люди из-за властолюбия и эгоизма истребляют друг друга снова и снова. Спрайт – в безответном чувстве и жестокой необходимости всегда оставаться в теле ребенка, не имея права на самые простые, обыденные, фундаментальные вещи: взросление, жизнь, любовь… Они – одновременно и боги, и монстры. Спасители и губители. Сильные и слабые. Они – это мы во всей красе и уродстве.

Анастасия Лях

Вечные (Eternals)

2021 год, США

Продюсеры: Кевин Файги, Нейт Мур

Режиссер: Хлоя Чжао

Сценарий: Джек Кирби, Райан Фирпо, Каз Фирпо, Хлоя Чжао, Патрик Бёрли

В ролях: Сальма Хайек, Анджелина Джоли, Джемма Чан, Ричард Мэдден, Кумэйл Нанджиани, Лия МакХью, Брайан Тайри Генри, Лорен Ридлофф, Барри Кеоган, Ма Дон Сок, Хариш Патель, Кит Харингтон, Хааз Слейман, Гарри Стайлс

Оператор: Бен Дэвис

Композитор: Рамин Джавади

Длительность: 156 минут/ 02:36

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі