Этот детективный триллер – настоящее сокровище для любителей жанра. Собственно, с жанром здесь все очень непросто. Жанр в этом фильме, как совы в «Твин Пиксе» – не то, чем кажется. А твисты со второй половины сыплются на голову, как весенний град. Ну и, конечно, взявшееся с потолка «В тихом омуте» не имеет к сюжету и содержанию ни малейшего отношения, тогда как оригинальное название «I See You» («Я тебя вижу») – простейшая и точная формулировка сути рассказанной истории, в которой скрывающийся в тени вуайерист не просто подглядывает, но, так сказать, видит объект наблюдения насквозь.
И к слову, сложный, но слаженный и продуманный сценарий, который не грешит ни дырами, ни балластом, написал актер Девон Грей, сыгравший юную версию Декстера Моргана в сериале «Декстер», то есть уже имеющий некоторый опыт знакомства с экранными серийными маньяками.
По сюжету в благополучном пригороде снова пропадает мальчик-подросток. Пока что второй. В лесу полиция находит брошенный велосипед и складной нож с зеленой рукоятью. Этот нож связывает нынешние исчезновения с похищениями пятнадцатилетней давности. Но тогда маньяк был пойман и надолго отправлен в тюрьму. Возможно, появился последователь или подражатель. А возможно, за решеткой гниет не тот… Дело возглавляет старший детектив Грег Харпер. И параллельно мы погружаемся в семейно-бытовые неурядицы этого героя-полицейского. Он и сын-подросток сильно злятся на жену/мать, которая завела интрижку и теперь пытается искупить вину оладьями с клубникой на завтрак, но ничего не получается.
В прологе мы видим мальчика, который едет через лес на велосипеде. Внезапно мальчика отбрасывает назад, будто бы хватает и тащит по воздуху некая сверхъестественная сила. В реальности же, если отстраниться от возможности вмешательства потустороннего, такой эффект произвела бы тонкая невидимая проволока или трос, натянутый между деревьями ловцом, устроившим ловушку. Эта вступительная сцена, балансирующая между реальным и мистическим, вернее искусно выдающая реальное за трансцендентное, задает тон всему дальнейшему повествованию.
И совершенно неслучайно после экспозиции сюжет завязывается именно с размолвки в семье детектива. Этот конфликт и эта измена со стороны жены (которая, возможно, была вызвана вовсе не распутством женщины и не отсутствием у нее моральных и семейных ценностей, а, допустим, серьезной сексуальной неудовлетворенностью) в итоге тоже оказываются частью одной мозаики.
Смотрите легально на MEGOGO
Условно фильм делится пополам. Первая половина представляется с точки зрения протагонистов, вторая – с ракурса антагонистов. Правда, злодеи и герои здесь – позиции нестабильные и взаимозаменяемые. Первая половина, казалось бы, снята в классическом жанре «дом с привидениями»: параллельно с расследованием пропажи мальчиков разворачивается вторая сюжетная линия, где некие «призраки» терроризируют и без того пребывающую в раздоре семью копа (в конце концов обе линии, кажущиеся обособленными, конечно же, сводятся в одну, единую и монолитную). Вторая половина переворачивает первую с ног на голову, вернее наоборот, с головы обратно на прозаичные, земные ноги. Но на этом твисты, повороты и перевороты, не заканчиваются.
Главные звезды проекта – Хелен Хант и Оуэн Тиг. Первая, понятно, в представлении не нуждается. А второй – молодой американский актер, который все чаще появляется на большом и малом экранах и благодаря выразительной антисмазливой внешности и, безусловно, таланту, и чуть отрицательной харизме воплощает нетривиальные, яркие, харáктерные образы. Помимо «Я тебя вижу» Тига можно было видеть в антологии «Черное зеркало», хоррор-дилогии «Оно» по Стивену Кингу, сериалах «Миссис Флетчер» и «Противостояние» опять же по Кингу. Причем и в хорроре, и в фантастике, и в триллере, и в неожиданно романтическом амплуа эдакого влюбленного нежно-наивного соблазнителя из иронично-житейской драмеди Оуэн Тиг чувствует себя уверенно.
С такой же продуманной тщательностью, с которой в первой половине воспроизводятся клише «дома с привидениями» (то «нечто» стягивает с хозяев одеяло посреди ночи, то включает на грампластинке одну и ту же песню, то прячется под кроватью, таращась из темноты жуткой жабьей физиономией), во второй половине каждый из штампов пошагово разоблачается, а сюжет перетекает в иное, еще более захватывающее и увлекательное русло.
Можно сказать, «Я тебя вижу» произвел такую же маленькую революцию в жанре «дома с привидениями», какую в начале нулевых совершил костюмный мистический триллер «Другие» с Николь Кидман. Но только детектив-загадка с Хелен Хант, вдоволь наигравшись с «привидениями», все же остался твердо стоять на территории прагматичного триллера о серийном маньяке.
Анастасия Лях
В тихом омуте (I See You)
2019 год, США
Продюсер: Мэтт Уолдек
Режиссер: Адам Рэндолл
Сценарий: Девон Грей
В ролях: Хелен Хант, Джон Тенни, Джуда Льюис, Оуэн Тиг, Лайб Барер, Сэм Траммелл, Эрика Александер
Оператор: Филипп Блобак
Композитор: Уильям Аркане
Длительность: 96 минут/ 01:36