Неудивительно, что Том Хэнкс в одном из интервью сказал, что тот факт, что «Грейхаунд» минует кинотеатры и выйдет онлайн, «разбил ему сердце».
Напомним, лента должна была попасть в широкий прокат в начале июня, но из-за карантина релиз был отложен на неопределенный срок, как и многие другие громкие премьеры весенне-летнего сезона. Вскоре стало известно, что компания Apple выкупила картину у студии Sony, чтобы выпустить ее на своей платформе. Именно эта сделка и разбила сердце актеру, который не только исполнил в «Грейхаунде» главную роль, но и самостоятельно написал сценарий, основываясь на историческом романе Сесила Скотта Форестера. И действительно, этот фильм предназначен для большого, в идеале очень большого и качественного экрана. И хотя на малом он не теряет своих главных достоинств (крепкого, детального, сосредоточенного, эмоционально сдержанного, благородного, динамичного и напряженного сюжета, а также твердой, спокойной, «офицерской» и в то же время домашней и дружественной игры Хэнкса), но градус зрелищности уже, безусловно, совсем не тот. Да и нервы зрительские щекочутся куда меньше.
Действие разворачивается в 1942 году, в разгар Второй мировой войны и битвы за господство в Атлантическом океане. Американские грузовые суда, транспорты и танкеры, выходят в море в сопровождении военного конвоя, флагманом которого выступает эскадренный миноносец «Грейхаунд», чтобы доставить гуманитарную помощь до берегов Великобритании, союзным войскам. «Грейхаундом» командует немолодой капитан Эрнест Краузе (Хэнкс), для которого это первая военная миссия. Развитие действия начинается там, где конвой лишается поддержки с воздуха (самолеты, ограниченные запасами топлива, сопровождают корабли до определенной условной отметки в море, после чего возвращаются домой) и попадает в самую опасную зону, так называемую «черную яму» – многочасовой отрезок, на котором американские самолеты уже улетели, а британские встречные еще не прилетели, и где под темной толщей воды прячутся немецкие подводные лодки, использующие агрессивную тактику «волчьей стаи», чтобы атаковать и разрывать торпедными снарядами одно судно за другим.
В одном-единственном за весь фильм флэшбэке мы видим капитана Краузе, который обменивается с женой скромными, но милыми рождественскими подарками накануне его отплытия. Супруга (Элизабет Шу) дарит мужу домашние тапочки и миниатюрную фигурку эсминца в честь первой и очень волнительной миссии.
Сценарий, написанный Хэнксом, не имеет ничего лишнего, не перегружен ни одной ненужной сценой, ни разу не проваливается и не виснет. К слову, весь фильм длится менее чем полтора часа: действие лаконично и насыщено, сжато, но не скомкано. Не пытаясь выдавить скупую зрительскую слезу, сюжет не рассеивается на бэкграунды второстепенных персонажей, которые должны драматически пасть в бою. Мы даже о Краузе узнаем немного, лишь отдельные штрихи характера и биографии: женат, счастлив в браке, не карьерист (для его возраста капитан – низкое офицерское звание), набожный (всякий раз читает молитву перед приемом пищи и единожды цитирует Библию), имеет смирный, бесконфликтный, но в то же время стоический, честный нрав.
Смотрите легально на MEGOGO
Мы можем лишь догадываться, что капитан переживает сильнейший стресс из-за ответственности за исход задания и человеческие жизни: совсем не спит и практически не притрагивается к еде, которую ему регулярно приносит стюард (команда называет темнокожего парня «разносчиком подносов»). Но лицо Эрнеста Краузе ни разу не выказывает ни паники, ни страха. Он всецело собран, и лишь в некоторые секундные мгновения в глазах можно прочесть горечь, сожаление, подавленность и подступившее отчаяние.
На вторых ролях можно заметить Стивена Грэма (играет старпома) и Карла Глусмана (играет радиста, роль ограничивается озвучиванием данных радиопеленгатора). Но мы лишь видим знакомые лица, не отвлекаясь на второстепенные личные истории, способные сбить заданные темп и напряжение. И мы, конечно же, не обращаем внимание на стюарда, который приносит Хэнксу сэндвичи, ровно до того момента, когда поднос с едой оказывается в руках другого разносчика, потому что первого разорвало снарядом в клочья. Такова, увы, реальность войны: лица мелькают и исчезают, тысячи-тысячи-тысячи лиц.
Основательный сценарий в меру наполнен, но не перегружен техническими деталями и военно-морскими терминами, что придает происходящему достоверности, но в то же время не иссушивает повествование. «Грейхаунд» придерживается не историко-приключенческой тональности эпика про морские сражения, но тональности триллера, ограниченного единой локацией, и местами напоминает «Капитана Филлипса» с тем же Хэнксом. Хищные атаки немецких подлодок действительно похожи на набег стаи волков, загоняющей и окружающей добычу. Периодически незримый враг (немцев ни разу не показывают) так же агрессивно вторгается, перехватывает радиоэфир и на ломанном английском самоуверенно и устрашающе выговаривает слова угрозы, и от этого совсем не голословного запугивания идут мурашки.
Финал «Грейхаунда» так же сдержан, емок, точен, как и вся картина. Стертые портянками и сапогами в мясо и кровь измученные ноги, наконец позволившие себе отдых в мягких домашних тапочках, впервые за время миссии расслабляются и принимают горизонтальное положение. Впервые смертельно уставший флагман погружается в безмятежный и сладкий сон.
Анастасия Лях
Грейхаунд (Greyhound)
2020 год, США
Продюсеры: Гари Гоэцман, Джейсон Клот
Режиссер: Аарон Шнайдер
Сценарий: Том Хэнкс, Сесил Скотт Форестер
В ролях: Том Хэнкс, Элизабет Шу, Стивен Грэм, Карл Глусман, Ли Норрис, Мануэль Рульфо, Роб Морган
Оператор: Шелли Джонсон
Композитор: Блейк Нили
Длительность: 91 минута/ 01:31