Этот фантастический боевик с Уиллом Смитом, поставленный тайваньским мэтром-визионером Энгом Ли, сшибает с ног техническими ноу-хау и визуальными решениями, но с грохотом тяжелого и неуклюжего падения проваливается по сценарной части. Если бы в распоряжении режиссера были чуть умнее диалоги, чуть запутаннее сюжет, чуть сложнее персонажи и их взаимоотношения, «Двойник» мог бы оказаться одним из лучших экшнов в истории. А так – получаем эффектный, яркий, сверхвысокотехнологичный, но туповатый фильм.
Действие начинается с феерической сцены. Герой Уилла Смита, первоклассный снайпер-наемник по имени Генри Броген, распластавшись на животе (это словосочетание персонаж будет использовать не единожды, отмечая, что это единственное положение тела и мыслей, в котором он способен испытывать счастье), по обыкновению на крыше, с подпирающей напряженную щеку винтовкой, намеревается ликвидировать мишень, которая едет в поезде со скоростью 238 километров в час на расстоянии двух километров. Цель – биотеррорист. По крайней мере так Брогену доложило правительство, являющееся его работодателем. Внезапно в вагоне поезда, на одной линии с клиентом, возникает маленькая девочка, ангел с золотыми кудрями, и палец Брогена, уже готового спустить курок, замирает…
В следующей сцене Генри Броген докладывает своему начальнику о решении уйти в отставку. Мол, возраст (шестой десяток – это не шутка). И еще эти постоянные муки совести, сомнения, нравственные дилеммы. А что, если бы он застрелил того белокурого ангела?.. «Я давно уже не могу смотреть в собственное отражение», – говорит снайпер, намекая на чувство стыда и неуверенности в правильности собственных решений и поступков, которые не позволяют смело взглянуть себе в глаза. «Где же я найду второго такого исключительного стрелка, как ты?!» – риторически вопрошает босс.
Спокойной, тихой пенсии, естественно, Брогену не светит. Сперва он узнает от друга, что последняя его жертва был вовсе не биотеррористом, а биоинженером. Правительство подсунуло липовое досье? А после понимает, что его же бывший наниматель во что бы то ни стало намерен от него избавиться. И киллер, идущий по следу, подозрительно исключительно хорош, просто-таки совершенен.
Украинское название «Двойник» вполне адекватно оригинальному «Gemini Man», так как слово «gemini» означает «близнецы». Но в то же время адекватен и вариант российских прокатчиков «Гемини», поскольку речь идет о компании под названием «Gemini», которая занимается генетическими экспериментами, и ее «биопродукте». И надо сказать, создателям ленты не стоило так откровенно спойлерить наличие клона во всех промо-материалах, от постера до трейлера, поскольку никакого другого твист-козыря в рукаве, никакой другой интриги у них не было. И ведь двойник возникает не раньше, чем во второй трети повествования, так что из его эффектного появления вполне можно было устроить нежданный, шокирующий поворот.
Смотрите легально на MEGOGO
В целом «Двойника» можно условно разделить пополам. Первая половина – история до столкновения с клоном, само столкновение и первое осмысление столкновения – по-настоящему и даже местами умопомрачительно зрелищна и почти безупречна (в рамках жанра, акцент которого сделан на технологиях). Энг Ли после первого опыта на съемках антивоенной драмы «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» вновь экспериментирует с частотой 120 кадров в секунду. И тут, конечно, опять же одни скажут, что эта осязаемая сверхчеткость изображения дает эффект присутствия, другие – что лишает картинку кинематографичности, придавая ей телевизионную текстуру. Так или иначе очевидно, что в «Двойнике» повышенная частота смотрится куда адекватнее, чем, к примеру, в «Хоббите», где казалось, будто мы не готовое кино смотрим, а присутствуем на съемочной площадке, где кто-нибудь из актеров вполне может в паузе достать из кармана пачку сигарет или попросить у персонала банку пепси.
Энг Ли всеми силами пытается очертить визуальными средствами пусть нехитрую, но все же имеющуюся идею картины – концепцию классического литературного доппельгангерства, где противостояние светлого «я» и темного альтер эго трансформируется в противостояние зрелого и незрелого «я», противостояние настоящего с прошлым, осознания и анализа поступков с самими поступками, конфронтацию взрослого, сложившегося мировоззрения с тем периодом становления личности, когда инстинкты преобладали над разумом, а доверчивость и желание выслужиться превозмогали необходимость думать и распознавать хорошее и плохое. Насколько мы, наученные горьким жизненным опытом, отличаемся от самих же себя зеленых и неискушенных, легковерных и максималистских? (в фантастическом триллере «Петля времени» молодую версию Брюса Уиллиса лепили из Джозефа Гордона-Левитта с помощью грима; здесь же молодую версию Уилла Смита слепили из Уилла Смита с помощью ошеломляюще передовых цифровых достижений).
Эту концепцию постановщик поддерживает частым использованием отражающих поверхностей. Изображение двойника то и дело появляется если не в старом замызганном зеркале, то плывущим отражением в дождевой луже на асфальте. Противостояние двух граней одного «я» достигает технического апофеоза в сцене сногсшибательной погони на резвых стритфайтерах по узким красочным улочкам колоритной колумбийской Картахены (причем мотоциклы аналогично являются копиями друг друга, не считая небольших цветовых нюансов). И эти перегонки-перебранки старости и молодости, естественно, не могут закончиться ничьей победой. С одной стороны, они – две части одного целого, которым, как ни крути, придется найти общий язык. С другой – каждая наверняка останется при своем.
Ну а во второй половине персонажи Уилла Смита и им сопутствующие погружаются в такой сладкий, наивный, инфантильный, глупый мелодраматизм, что тут уже никакие старания Энга Ли не способны, как говорится, «сделать ножку маленькой, а душу – большой».
Анастасия Лях
Двойник (Gemini Man)
2019 год, США
Продюсеры: Джерри Брукхаймер, Дэвид Эллисон, Дана Голдберг, Дон Грейнджер
Режиссер: Энг Ли
Сценарий: Дэвид Бениофф, Билли Рэй, Даррен Лемке
В ролях: Уилл Смит, Клайв Оуэн, Мэри Элизабет Уинстэд, Бенедикт Вонг, Линда Эмонд, Дуглас Ходж, Ральф Браун
Оператор: Дион Биби
Композитор: Марко Белтрами
Длительность: 117 минут/ 01:57