После спокойного, благородного черно-белого «Франца» Франсуа Озон выпустил нервного, параноидального «Двуличного любовника» – классический напряженный психологический триллер в лучших традициях жанра, с красивой, но запутавшейся героиней, эротикой и хоть и предугадываемым, но эффектным твистом.
Молодая девушка Хлоя страдает не вполне обычной депрессией. Ничего плохого с ней вроде бы не случилось, но давит апатия и преследует ноющая боль в животе, у которой нет физиологической причины. Она приходит на прием к психотерапевту, молодому привлекательному Полю, и вскоре в него влюбляется. Пара начинает жить вместе, и Хлое кажется, что хандра миновала. Теперь у нее есть дом, любимый кот, любимый мужчина и даже нехитрая работа музейным смотрителем. Но однажды ей начинает казаться, что Поль от нее что-то скрывает: настоящую фамилию, свое прошлое, брата-близнеца… Хлоя находит таинственного брата, который тоже работает психологом, и записывается к нему на прием. Он оказывается полной противоположностью мягкому, скромному Полю: резкий, брутальный, нахальный. И Хлоя теряется, к кому ее тянет сильнее…
Главную роль в фильме, премьера которого состоялась на конкурсе Каннского фестиваля, исполнила бывшая топ-модель Марина Вакт, обладающая эталонным французским изяществом и образцовой естественной красотой. Четыре года назад Озон снял девушку в эротической мелодраме взросления «Молода и прекрасна» (а дебютировала в актерстве Вакт еще раньше, в 2011-м у Седрика Клапиша). И вот красавица действительно повзрослела, состригла волосы, с лица сошел «девственный румянец», черты заострились, появилась легкая усталость вокруг глубоких серых глаз. Сыграть школьницу Марина уже никак не смогла бы. А вот женщину с расстроенной психикой в лихорадочном триллере – вполне.
«Двуличный любовник» вне всяких сомнений интригует и крепко держит внимание. Очевидно, что суть истории вовсе не в выборе между двумя одинаковыми и в то же время полярными мужчинами, и разгадка определенно должна удивить. Озон написал не претенциозный, но крепкий сценарий и удачно воплотил его в жизнь, заботливо разбросав по всему повествованию подсказки для сосредоточенного и внимательного зрителя. Сюжет воспринимается будто через стереоскоп, и ты терпеливо ждешь, когда же два плоских изображения сольются в одно объемное, когда две фантазии сольются в одну реальность.
Режиссер феерично рифмует отдельные линии, сцены и кадры, отчетливо давая понять, что случайными совпадения быть не могут. К примеру, когда «плохой брат-близнец» (условно назовем его так) впивается героине в вагину, не обращая внимание на менструацию, и на губах его остаются пунцовые потеки, в следующем кадре Поль пригубливает красное вино. Мотание между возлюбленным и его злодействующим двойником, а также страшный рассказ о редком явлении внутриутробного каннибализма, встречающегося у трехцветных котов (и это чистая правда: трехцветными преимущественно бывают кошки, среди котов это аномалия, которая сопровождается анеуплоидией, то есть наличием двух Х-хромосом) рифмуется с музейной выставкой жутких скульптур, имитирующих слияние двух эмбрионов.
Смотрите легально на MEGOGO
«Моя дочь не совсем здорова, она находится в специальном учреждении», – говорит приторная соседка, обожающая котов и печь пироги. «Моя дочь давно не выходит из дома», – говорит героиня Жаклин Биссет, личность которой мы раскрывать не станем. Ну, и с матерью Хлои тоже не все понятно: то ли есть она, то ли нет (в прошлый раз Озон вверил Марине в партнерши ветераншу британского кинематографа Шарлотту Рэмплинг, а на сей раз это другая, но не менее почтенная англичанка Биссет).
Да и дискомфорт в животе – это не всегда просто стресс. И уж точно не влюбленность. Это, как правило, гастрит, аппендицит, язва, киста или еще какое вполне реальное, а не надуманное недомогание, нуждающееся в хирургическом вмешательстве.
«Двуличный любовник» – увлекательное путешествие в голову (и в прочие части тела), которое засасывает, играет, обманывает и в итоге заканчивается там же, где началось, – в волшебном и сумасшедшем мире кино.
Анастасия Лях
Двуличный любовник (L’Amant double)
2017 год, Франция
Продюсеры: Эрик Альтмайер, Николя Альтмайер
Режиссер: Франсуа Озон
Сценарий: Франсуа Озон
В ролях: Марина Вакт, Жереми Ренье, Жаклин Биссет, Мириам Буайе, Доминик Реймон
Оператор: Мануэль Дакоссе
Композитор: Филипп Ромби
Длительность: 107 минут/ 01:47