Эта драма, которая местами уподобляется триллеру и которая вошла в нынешнюю программу ежегодного украинского фестиваля Австрийского кино, претендовала на берлинского «Золотого медведя» в прошлом году. Фильм рассказывает о двух диаметрально противоположных мирах человеческого существования, о двух диаметрально противоположных мироощущениях и устремлениях. И о том, как в итоге эти два мира сходятся в один.
Главная героиня – молодая карьеристка Лола, у которой, казалось бы, все схвачено. Она работает бизнес-консультантом в большой корпорации, пребывает на хорошем счету у начальства, солидно зарабатывает, крутит лесбийский роман с выше стоящей, готовит крупную сделку, регулярно изматывает себя в спортзале, не имеет ни мужа, ни детей, ни даже кота, вообще никаких привязанностей и никаких якорей, чтобы в любой момент сорваться в далекое плавание, а именно полететь в Сидней заниматься новым амбициозным проектом.
Никаких, кроме одного балласта – старшей сестры Конни, уже много лет страдающей параноидальной шизофренией. Поскольку родители давно умерли, именно Лола опекается Конни. И однажды героиня получает тревожный звонок из психиатрической клиники: ее сестра пыталась покончить с собой. «Да ладно, она сидит на миллионе препаратов, просто ошиблась с дозировкой», – не верит врачам Лола, с годами научившаяся цинично-скептично относиться к регулярным припадкам больной сестры, зацикленной на теории заговора. Хотя в действительности Конни проглотила целых сто двадцать таблеток, что едва ли можно назвать ошибкой дозирования.
С этого дня привычная и строго распланированная жизнь Лолы летит под откос, и почва, которая казалась твердой и прочной, уходит из-под ног. Конни постоянно названивает из лечебницы и твердит, что персонал плетет интриги и хочет ее убить. А в больнице говорят, что никаких звонков пациентка не совершала и что раздобыть мобильный в психиатрическом учреждении не представляется возможным. И тогда Лола начинает с ужасом подозревать, что у нее галлюцинации…
Практически с самого начала повествования тревожные звоночки указывают на то, что перед нами не просто семейная драма, но именно психологический триллер. И в кульминационный момент (который вопреки законам о последовательности сюжетных элементов разворачивается не после развития действия перед развязкой, но посреди развития действия) сомнения развеиваются окончательно: получив очередной звонок от сестры, которая якобы сбежала из дурдома и подобно одержимому маньяку притаилась где-то в непосредственной близи и наблюдает, охваченная цепким опоясывающим ужасом Лола выбегает из отельного номера в банном халате и босиком на пустынную темную улицу…, но там никого нет.
Смотрите легально на MEGOGO
Поначалу (до тех пор, пока не вмешивается триллер) «Земля под моими ногами» рифмуется с опять же австрийской трагикомедией «Тони Эрдманн», но только здесь совсем нет ничего смешного. Как и в «Тони Эрдманне», где холодная офисная карьеристка-дочь, аналогично работающая бизнес-консультантом в крупной корпорации, стыдится связи с легкомысленным отцом, обожающим выставлять себя шутом, и упорно от него отстраняется, в «Земле под моими ногами», где Лола стыдится связи с сумасшедшей сестрой и чурается этого бремени, происходит противостояние двух миров: холодного, продиктованного ультрасовременными тенденциями, и душевного, продиктованного старомодными простотой и непосредственностью (к слову, немцы и австрийцы часто критикуют в кино культуру и этику больших корпораций, что культивируют трудоголизм, прагматизм и одиночество).
Лола и Конни с самого начала олицетворяют условные свет и тьму, эго и альтер эго (однако эти понятия в данном случае совершенно не тождественны добру и злу). Лола – блондинка, Конни – брюнетка. Лола живет в белоснежных апартаментах и светлых отельных номерах. Конни – в загаженной и захламленной мрачноватой квартире. Лола целеустремленно движется вверх (буквально – по карьерной лестнице, фигурально – к свету). Конни в своем необратимом помешательстве все глубже и глубже погружается во тьму.
В фильме есть очень символичный и, по сути, ключевой в контексте понимания узловой метафоры и смысла фрагмент: Лола спускается на лифте в своем элитном бизнес-центре, и внезапно двери открываются не на том этаже, в каком-то межэтажье, мрачном, неуютном и пугающем. В «идеальный» мир героини на несколько секунд заглядывает тьма. И, как инфекция, просачивается, проникает в «здоровый» организм (неслучайно же режиссер так часто показывает Лолу в тренажерном зале). Но кто определил, что здраво, что нездраво; что норма, что отклонение; что свет, а что тьма?.. «Тот факт, что ты летаешь по заграницам и у тебя есть банковская карта, не делает тебя лучше меня!» – говорит Конни.
Лола изматывает тело в спортзале, мозг – на работе (где нередко случается 48-часовой мозговой штурм без перерыва на сон), душу – в телефонных разговорах то ли с Конни, то ли с голосом собственного безумия. «Ты выгорела», – говорит ей начальница и по совместительству сексуальный партнер. Лола горит, горит, горит… и…
Анастасия Лях
Земля под моими ногами (Der Boden unter den Füßen)
2019 год, Австрия
Продюсеры: Александер Глер, Франц Новотны, Йоханна Шерц
Режиссер: Мари Кройцер
Сценарий: Мари Кройцер
В ролях: Валери Пахнер, Пиа Хирцеггер, Мави Хёрбигер, Мишель Бартель, Марк Бенжамин, Доминик Маркус Зингер, Мео Вульф, Аксель Сичровски
Оператор: Леэна Коппе
Композитор: Кирре Квам
Длительность: 112 минут/ 01:52