Уилл Смит может получить третью в карьере номинацию на «Оскар» после двадцатилетней давности байопика «Али» и трогательной драмы «В погоне за счастьем», в которой его нынче взрослый сын Джейден был еще совсем крохой. А быть может, роль Ричарда Уильямса, отца сестер-теннисисток Винус Уильямс и Серены Уильямс, даже принесет актеру первую в жизни победу.
Как и фильм о легендарном боксере Мохаммеде, «Король Ричард» – тоже спортивный байопик. Но только в центре истории не столько сами прославленные теннисистки (в картине мы видим Серену и Винус не взрослыми, уже достигшими максимальных карьерных высот, но исключительно подростками, которые лишь начинают свой профессиональный путь), сколько их специфический отец и его для кого-то спорные, для кого-то образцовые, а для кого-то, вероятно, неприемлемые принципы воспитания. Не зря же эта кинобиография называется именно «Король Ричард». И хотя обе девочки, сыгравшие Серену и Винус, прекрасны и удивительно убедительны на теннисном корте, это абсолютный бенефис Уилла Смита, и он здесь и впрямь король.
Начало 90-х. Провинциальные задворки штата Калифорния. На экране появляется чуть состаренный гримом и сединами в бороде, чуть ссутулившийся Уилл Смит в красных шортах, слишком коротких и, возможно, слишком облегающих. Злая соседка кричит «Найди себе шорты по размеру!». Она недолюбливает семейство Уильямсов и считает, что родители пятерых девочек, Ричард и его жена Орасин, слишком строги и даже жестоки с дочерьми…, например, заставляют тренироваться в дождь. Однажды она даже донесет на соседей в соцслужбу… Так вот, на экране появляется Уилл Смит. Его закадровый голос рассказывает, как в детстве приходилось бегать от куклуксклановцев. А затем бег стал его профессией. Теперь карьера атлета давно позади. Позади собственные достижения и мечты. Но Ричард Уильямс живет мечтами дочерей.
И вот он обивает пороги теннисных скаутов, тренеров и спонсоров-толстосумов, пиаря Винус и Серену как будущих первых ракеток мира. «Поверьте, когда-нибудь у моих девочек будут брать автографы, и вы будете гордиться фактом знакомства с ними», – утверждает никому неизвестный, но дико упрямый черный, затесавшийся в круг не просто белых, но очень богатых белых; в исконно белый спорт, где белоснежные футболки, белоснежные шорты и белоснежные юбочки только еще раз подчеркивают напускную избранность и элитарность. «Запишите их на баскетбол!», – советуют Ричарду. «В ваше пророчество, что обе девочки станут первыми ракетками, так же невозможно поверить, как в то, что в одной семье могут родиться сразу два будущих Моцарта», – говорят ему. Но Ричард Уильямс стоит на своем. Он знает (или как минимум верит), что чемпионками будут непременно обе. И теннис он, конечно же, выбрал неспроста… как протест против многолетнего рабства, расизма, стереотипов и белого господства…, но на гнете и несправедливости история, благо, не зацикливается.
«Король Ричард» – история маленького человека, который вырастил и воспитал больших чемпионок. И важно, что фильм не делает из него героя. На самом деле Ричард Уильямс, несмотря на обаяние Уилла Смита, предстает персонажем неоднозначным и местами даже отталкивающим из-за его вопиющего своеволия и бескомпромиссности. Он – не просто упертый баран, в нем проскальзывают черты домашнего диктатора (в картине этого нет, но в 1999 году Ричард Уильямс развелся с Орасин и женился на ровеснице своей дочери Винус, и в статье New York Times писали, что он распускал на бывшую супругу руки… в фильме же есть сцена, где Ричард и Орасин ссорятся, и последняя говорит, что давно развелась бы, если б не девочки). Собственно, отсюда тоже происходит название «Король Ричард», отсылающее к таким синонимам, как тиран, монарх, автократ.
Смотрите легально на MEGOGO
В качестве каламбура «король Ричард» ездит на стареньком, полуживом покосившемся фургоне Citroen Prince, и слово prince («принц») большими буквами написано на чехле для запаски.
Он учит дочерей не только играть в теннис и быть лучшими. Он учит черных дочерей не стать белыми даже тогда, когда придут победы, слава, успех. Учит быть скромными, не брать ничего бесплатного, не считать себя привилегированными и выше других; выше тех, кто пока ничего не добился, и тех, кто сегодня хлебнул горечь поражения. И поэтому навязывает семейный просмотр диснеевской «Золушки» (белой сказки от белой киностудии, в которой до 2009 года, когда вышла анимация «Принцесса и лягушка», не было цветных принцесс), ставя в пример кротость и смирение героини. А тем, кто не уловил мораль, грозится устроить повторный сеанс.
Примечательно, что впереди у Уилла Смита еще одна потенциально оскароносная роль. В 2022 году на экраны должен выйти исторический байопик «Освобождение», основанный на реальной истории беглого раба из Луизианы, который во время гражданской войны сбежал от плантатора и присоединился к северной армии. Фотографии исполосованной плетью спины этого раба разошлись по всему миру, и благодаря этим снимкам правда о рабстве наконец вышла за пределы Америки. Это будет кино с твердым прицелом на киноакадемиков, и возможно, именно оно принесет Смиту заветную статуэтку. Но роль Ричарда Уильямса, лишенная пафоса и претенциозности, не спекулирующая черной темой, не ароматизированная приторным героизмом, домашняя и душевная, в которой узнаются как отцовская любовь, так и отцовские изъяны…, роль короля без трона и скипетра, без львиного сердца, но с готовностью терпеть за дочерей буквальные и фигуральные удары… – вероятно, лучшее, что когда-либо делал Уилл Смит… после песен, танцев и турбо-энергетики зажигательного джинна из игрового ремейка «Аладдина».
Анастасия Лях
Король Ричард (King Richard)
2021 год, США
Продюсеры: Уилл Смит, Джеймс Ласситер, Тим Уайт
Режиссер: Рейнальдо Маркус Грин
Сценарий: Зак Бэйлин
В ролях: Уилл Смит, Джон Бернтал, Санийя Сидни, Деми Синглтон, Тони Голдуин, Онжаню Эллис, Дилан МакДермотт
Оператор: Роберт Элсвит
Композитор: Крис Бауэрс
Длительность: 145 минут/ 02:25