Одним из лучших украинских фильмов, выпущенных в 2021 году, смело можно назвать музыкально-криминальную трагикомедию Мирослава Латыка о жизни и мечтах юных сельских гангста-рэперов. Как и «Припутни» Аркадия Непиталюка (откуда, к слову, перекочевали актер Дмитрий Хомяк, актриса Алена Узлюк и имя юной героини Света), «Короли рэпа», начинающиеся легкомысленно, смешно, пародийно-изобличительно в адрес бесперспективной провинциальной жизни, на поверку оказываются грустнее и глубже. И во второй половине фильма от комедии не остается ни малейшего следа (и рэп тоже звучит другой и читается с другим настроением). И зритель с печалью и тоской наблюдает драму взросления, полную разочарований и рухнувших надежд.
Для сценариста и режиссера Мирослава Латыка это вторая полнометражная работа после криминальной комедии «Халепа на 5 baksiv» (в которой тоже сыграл Дмитрий Хомяк). И она куда более зрелая и «четкая», выражаясь молодежным гангста-сленгом.
Картина современного украинского села. Поросший камышом ставок, комары и мухи, копание картошки, закрутки на зиму, сельский молодежный клюб, поля кукурузы и подсолнухов, чуть подальше трасса, по которой туда-обратно колесят фуры и ежедневно бродит вдоль обочины не очень молодая, но аппетитная пышная блондинка Нинка (Ирма Витовская) с боевым рабочим мейк-апом, накладным хвостом-шиньоном и стройными ножками на цикламеновых «лабутенах». Очевидно, что это не бывалая потасканная, а чуточку наивная, несмотря на возраст, и скромная проститутка, аккуратная, чистоплотная, выглаженная, с повязанным на шее шелковым платочком в горошек. Нинка больше похожа на прилежную провинциальную мать и жену, которая делает дома закваски, крутит огурчики и помидорчики, а тут просто немного переборщила с нарядом.
Нинку приветствуют главные герои на тюнингованной красно-белой «копейке» – семнадцатилетние Казан и Арахис в модных леопардовых снепбеках, местные аматоры речитатива и рифмоплетства. Парни мечтают о большой сцене, славе, свете софитов, фанатках, овациях… Но Арахис работает заправщиком на заправке, а Казан бездельничает и захаживает в местный сельмаг к продавщице Свете, угощает пассию мороженым подороже, но той нужны перспективы побольше да посолиднее. Тональность летней молодежной деревенской сатиры, звучащая суржиком, рэпом и сленгом, облепленная слепнями и москитами, зажигающая провинциальными рэп-батлами, пульсирующая ритмами ребяческих амбиций и чаяний, выстраиванием замков из песка, во второй половине сменяется настроением безвыходности и обреченности. Арахис уходит на второй план, а Казан волею дурного случая попадает в когти тупого уездного криминала. И никаких тебе софитов и рукоплесканий.
– Про «труси свої забирай» то не занадто? – беспокоится Казан о строчке из свеженаписанной песни.
– Та нєєєє! То шо нада! Брутал и всьо такоє. Ми ж жосткі пацики, – отвечает Арахис.
Смотрите легально на MEGOGO
Роли Казана и Арахиса исполнили молодой профессиональный актер Миша Дзюба (ученик мастерской Богдана Бенюка) и колоритный певец Антон Вельбой, известный под сценическим псевдонимом Wellboy (Антон сам родился в провинциальной глуши, в селе Грунь Сумской области, так что отчасти сыграл самого себя; известным он стал после участия и выхода в финал «X-Фактора», а сегодня его стебный хит «Гуси» напевает пол-Украины). Оба исполнителя отлично справились с задачами, создав живые, эмоциональные и надломленные бесперспективностью образы.
«Короли рэпа» – история не только Казана, для которого реальность и взросление оказались слишком жесткими (куда жестче, чем в придуманных текстах их с Арахисом песен). Это коллективный портрет сегодняшнего украинского села, из которого одни бегут в город, другие за границу, третьи живут иллюзиями или, как Нинка, прячут болезненную действительность за розовую маскарадную личину. В Америке подобная история превратилась бы в драму-манифест о черных бунтарях против расизма, произвола и системы вроде байопика Ф. Гэри Грея «Голос улиц». У Мирослава Латыка получился не столько бунт, учитывая кульминационный поступок Казана, сколько пробуждение от грез и фантазий и осознанное принятие тупикового бытия.
Все повествование Казан вслух и про себя задается вопросом, хороший ли он человек. И эта глобальная нравственная дилемма становится куда важнее вопроса, хороший ли он рэпер. Примечательно, что, вроде как порываясь к звездности, признанию и успеху, герой в противовес другим персонажам вовсе не стремится уезжать из родного села. Наоборот, всячески противиться решению матери продать сельскую хату и переехать в городскую квартиру. И в своем упрямом несогласии он настолько тверд и решителен, что готов лечь костьми на пороге. Стало быть, его тщеславие и претенциозность, его якобы звездно-гламурные аппетиты – тоже личина. И в действительности ему просто хотелось поразить и завоевать продавщицу Свету. И если большим мечтам большинства людей сбыться не суждено, осуществления одной маленькой заслуживает каждый из нас.
Анастасия Лях
Королі репу (Короли рэпа)
2021 год, Украина
Продюсеры: Дмитрий Минзянов, Юрий Минзянов
Режиссер: Мирослав Латык
Сценарий: Мирослав Латык, Роман Магрук, Алексей Комаровский
В ролях: Михаил Дзюба, Антон Вельбой, Ирма Витовская, Карина Химчук, Юрий Кулинич, Дмитрий Хомяк, Андрей Борис
Оператор: Денис Демидович
Композитор: Cepasa
Длительность: 100 минут/ 01:40