Новый диснеевский аттракцион вернул на экраны легкий и развлекательный приключенческий жанр, но вдохнул в его архаичные концепты современные идеалы и прогрессивные тренды. Получилось бодро, смешно, свежо, романтично, увлекательно и модно. Идеально для похода в кинотеатр всей семьей. И возможно, единственный недостаток «Круиза по джунглям», – тот факт, что вся влажнотропическая и вечнозеленая красота Амазонии нарисована на компьютере.
Действие начинается в Лондоне. На дворе 1916 год, самый разгар Первой мировой войны. С трибуны растерянно, но с энтузиазмом вещает молодой ученый перед почтенным научным сообществом седобородых снобов, разглагольствуя про некое Древо жизни, сокрытое в непроходимых амазонских лесах и якобы обладающее целительной магией (в прологе нам хрестоматийно прокручивают легенду шестнадцатого века о конкистадоре Лопе де Агирре, который был алчен и неблагодарен, ответил злом на добро туземцев и навлек на себя вечное проклятие джунглей… Агирре, к слову, реальный исторический персонаж, но имеет, конечно, несколько отличающуюся от диснеевской версии биографию, а любителям артхауса эта фигура знакома по параноидальной приключенческой драме Вернера Херцога «Агирре, гнев Божий», где конкистадора сыграл Клаус Кински; у Диснея образ воплотил венесуэлец Эдгар Рамирес, что довольно иронично, так как Агирре родился в Испании, а погиб в Венесуэле).
Естественно, высоколобое ученое сообщество не верит сказкам о чудо-дереве и наотрез отказывается финансировать сомнительную экспедицию (подобным образом начинаются практически все приключенческие истории о первооткрывателях, мечтателях и авантюристах, которые одержимы поиском Эльдорадо или Атлантиды, или другого какого-нибудь места или артефакта из преданий и мифов, или же просто своей передовой научной мыслью опередили эпоху, и никто им не верит, и все вокруг поднимают на смех… такие завязки сюжета наблюдаются от экранизаций Жюля Верна до диснеевских мультфильмов вроде «Атлантиды: Затерянный мир» и исторических байопиков вроде «Аэронавтов»). И уж точно улетучиваются все шансы на успех после того, как выясняется, что доклад принадлежит женщине (Эмили Блант), вопиющей хулиганке, которая, не имея доступа в палату, послала за трибуну своего брата-гея (правда, последний факт выяснится попозже) читать, что называется, с бумажки.
Но, ясное дело, бойкая барышня не опускает руки и, прихватив братца, пускается в авантюру за собственные средства. На пути ей встречаются прохиндей-капитан (Дуэйн Джонсон), катающий по речке Амазонке перепуганных туристов на своей ветхой колымаге, травящий без умолку туповатые матросские каламбуры и регулярно жульничающий в коммерческих целях; немецкий принц (но совсем не тот, который на белом коне) на военной субмарине (уморительно напыщенный и хорошо упитанный Джесси Племонс в нарядном мундире, разговаривающий с выразительным пижонско-нацистским акцентом, будто сошедший с карикатуры на марвеловскую «Гидру»); разукрашенные аборигены, как бы предвещающие содрогание земли от шагов Кинг Конга или какого другого невиданного экзотического монстра; и проклятые конкистадоры, очень похожие на проклятых матросов из команды «Летучего голландца» под предводительством Дэйви Джонса («Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»).
«Круиз по джунглям», как и упомянутые «Пираты», – экранизация диснеевского парка развлечений, радующего детишек уже более полувека. Режиссером адаптации неожиданно выступил каталонец Жауме Кольет-Серра, известный боевиками и триллерами с участием Лиама Нисона (а еще он снял «Отмель», в которой Блейк Лайвли в купальнике тет-а-тет противостоит большой злой акуле, и работает над кинокомиксом «Черный Адам» для DC с тем же Дуэйном Джонсоном в главной роли). И вполне очевидно, чем вдохновлялся постановщик помимо «Пиратов Карибского моря»: «Индианой Джонсом», «Книгой джунглей» Стивена Соммерса, его же «Мумией», классическим «Тарзаном» и чуточку «Аватаром» (не «Фонтаном» Даррена Аронофски, конечно же, где про конкистадоров и Древо жизни повествуется в формате пронизывающей время и пространство философской притчи и трагической любви). Словом, всем ключевым приключенческим кино, в котором белые цивилизованные, но зачастую варварские господа в поисках тайн или сокровищ разоряют безобидные коренные племена на лоне дикой природы.
Смотрите легально на MEGOGO
Но только в отличие от фильмов-предшественников из прошлого века, где женщины, даже самые боевые, бегали по джунглям или египетским пескам в неудобных платьях и играли вторую после мужчины-протагониста скрипку, а герои условно сильного пола были если не брутальными, то хотя бы маскулинными, «Круиз» соответствует актуальным веяниям и реформациям сегодняшнего дня, отрицающего сексизм и гомофобию. Поэтому героиня (которая здесь первая скрипка) бегает в брюках и умещает все свои скромные пожитки в ручную кладь, а герой (брат-гомосексуал) мажется кремами и лосьонами и тащит за собой груду чемоданов с гардеробом на все случаи жизни, косметикой, парфюмерией и теннисными ракетками. Да, есть, конечно, Дуэйн «Скала» Джонсон, маскулинный (и мускулистый) дальше некуда, но его персонаж, как говорится, не ведет этот танец, а ведом решительно настроенной партнершей. А под занавес капитан и вовсе исполняет «спящего красавца», которого нужно поцеловать и расколдовать.
Так что всецело рулит происходящим Эмили Блант. И удивительно, как этой актрисе всякий раз удается быть органичной, уместной, чувствующей себя на своем месте как во взрослом во всем его многообразии от хорроров до комедий, так и в детском кино (вспомнить ту же «Мэри Поппинс»); легкой, непринужденной, умело скрывающей желание (если такое есть) поскорее отчалить на другую съемочную площадку, в какую-нибудь очень серьезную драму, чтобы получить потом «Оскар».
Режиссер и сценаристы (Гленн Фикарра и Джон Рекуа, известные по авантюристским комедиям «Плохой Санта», «Я люблю тебя, Филлип Моррис», «Фокус») показывают, как сильно изменилось время, а вместе с ним общественные устои и, конечно же, сам кинематограф – зеркало социальных, культурных, политических и этических процессов. В нескольких сценах мы наблюдаем за персонажами через объектив первого прототипа киноаппарата. На несколько секунд изображение становится черно-белым, шероховатым и зернистым, и кажется, что буквально вчера братья Люмьер представили миру эпохальное «Прибытие поезда», кардинально перевернувшее искусство двадцатого века (хотя первым вопреки устоявшемуся мнению был фильм «Политый поливальщик»). А уже сегодня даже детский кинематограф учит феминизму и толерантности, учит не мыслить стереотипами: мужчина с бицепсами – необязательно главный герой, красивая женщина – необязательно нуждающаяся в защитнике принцесса, а изящный гей-сибарит, неисправимый шмоточник – необязательно желейный задохлик и может хорошенько врезать кулаком тому, который с бицепсами.
Анастасия Лях
Круиз по джунглям (Jungle Cruise)
2021 год, США
Продюсеры: Джон Дэвис, Джон Фокс, Дэни Гарсиа
Режиссер: Жауме Кольет-Серра
Сценарий: Гленн Фикарра, Джон Рекуа, Майкл Грин
В ролях: Эмили Блант, Дуэйн Джонсон, Джек Уайтхолл, Эдгар Рамирес, Джесси Племонс, Пол Джаматти, Энди Найман, Ким Гутьеррес, Вероника Фалькон, Дани Ровира
Оператор: Флавио Мартинес Лабиано
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард
Длительность: 90 минут/ 01:30