В украинском прокате социально-криминальная драма «Любой ценой», которую критики дружно нарекли неовестерном, прошла настолько незаметно, что вряд ли на нее вообще хоть кто-то сходил. А картина значилась во всех авторитетных списках лучших фильмов года, номинировалась на «Золотой глобус» и попала в оскаровскую гонку.
Оригинальное название Hell or High Water является английской идиомой, обозначающей «что бы ни случилось» или «как бы там ни было». Действие разворачивается в штате Техас. «На три операции в Ираке деньги есть, а спасти нас от банкротства – денег нет» – написано баллончиком на стене. Два родных брата: правильный, принципиальный Тоби, недавно похоронивший больную мать и переживший развод (Крис Пайн) и неправильный, резковатый и грубоватый Тэннер, отсидевший за серию краж и только вышедший из тюрьмы (Бен Фостер) начинают продуманно и методично грабить отделения одного и того же банка, раздавшего кучу ипотечных кредитов и теперь выжимающего из людей проценты до последней копейки и корки хлеба. Грабят исключительно отделения в маленьких городках, забирают только мелкие купюры, ни в кого не стреляют.
Но едва ли Тоби и Тэннер – робингуды, раздающие наворованное бедным и мстящие банковской системе за обиженный и одураченный народ. Они преследуют личные цели. Причем, как ни парадоксально, украденные деньги собираются отнести в тот же самый банк, чтобы погасить ипотеку на ранчо, которую мать перед смертью взяла под залог земли. А в земле оказалась нефть.
По следам двух преступников в балаклавах идут техасский рейнджер Маркус Гамильтон (Джефф Бриджес), которому остались считанные дни до пенсии, и его напарник Альберто (Джил Бирмингем), наполовину индеец, наполовину мексиканец.
Тейлор Шеридан, автор мощнейшего «Сикарио», вновь написал историю о другой, темной стороне «цветущей» Америки. Но если в боевике Дени Вильнева перед нами раскрывалось некое непостижимое инфернальное зло – просочившийся вглубь Аризоны мексиканский наркокартель, замуровывающий тела в стенах и развешивающий трупы на деревьях, то в драме Дэвида Маккензи разворачивается ад иного толка: не обжигающий, как кислота или кипящее масло, но загнивающий, тлеющий, испускающий дух. Упаднический Техас предстает эдаким американским кошмаром, воспалившимся и нагноившимся аппендиксом, который вовремя не вырезали и теперь он медленно подыхает, распространяя хриплый предсмертный кашель и вонь. Отсюда и диаметрально противоположная режиссура: вместо зашкаливающего напряжения Вильнева, от которого колотит в висках и потеют ладони, – атмосфера полного разложения и опустошения под тоскливую музыку Ника Кейва.
Смотрите легально на MEGOGO
Неслучайно и в «Сикарио», и в «Любой ценой» присутствует ассоциативная параллель с заразой, хворью, неизлечимым недугом. Граничить с Мексикой для Америки – словно соседствовать с квартирой, обложенной армией тараканов: как свою не вычищай – из соседней все равно набежит туча паразитов. Мексика – как та опухоль, которую сколько не вырезай, она почти наверняка даст о себе знать снова. Таким же раком является и Техас со своими республиканскими взглядами, смертной казнью и правом в открытую ходить по улицам с оружием и стрелять при первом удобном случае.
«Бедность – как зараза, передающаяся из поколения в поколение. Бедным был мой прадед, мой дед, мой отец… Но мои дети не будут нуждаться», – говорит герой Криса Пайна, готовый любой ценой искоренить, выкурить, вытравить нищету из своего рода. С одной стороны, казалось бы, не переступая закон чести и справедливости; с другой – отчаявшись, шагнув по трупам.
Шамкающий Джефф Бриджес с неправильным прикусом и престарелыми расистскими издевками в адрес краснокожего напарника олицетворяет умирающий, но дико живучий Старый Запад, который никак не может окончательно сконать. Который когда-то силой и кровью отнял чужие земли, а теперь чахнет и загибается от лени и пыли.
Анастасия Лях
Любой ценой (Hell or High Water)
2016 год, США
Продюсеры: Питер Берг, Карла Хэкен, Сидни Киммел
Режиссер: Дэвид Маккензи
Сценарий: Тейлор Шеридан
В ролях: Джефф Бриджес, Крис Пайн, Бен Фостер, Джил Бирмингем, Дейл Дикки, Уильям Стерчи, Бак Тейлор, Кит Мэривезер
Оператор: Джиллз Натгенс
Композиторы: Ник Кейв, Уоррен Эллис
Длительность: 102 минуты/ 01:42