Полнометражный приквел культового гангстерского сериала «Клан Сопрано», посвященного будням одной итало-американской мафиозной семьи, напомнил, каким знаменательным было шоу девяностых-нулевых и какой монументальной была личность Тони Сопрано в исполнении ныне, увы, покойного Джеймса Гандольфини. Шоу, которое виртуозно соединило эпичность криминальной саги и иронию психологической комедии.
Режиссером «Множественных святых Ньюарка» выступил Алан Тейлор, который в свое время поработал над несколькими эпизодами «Клана Сопрано». А сценаристом и продюсером – создатель оригинального сериала Дэвид Чейз. Роль юного Тони Сопрано исполнил сын Джеймса Гандольфини, двадцатилетний (на момент съемок) Майкл Гандольфини (который, к слову, родился в тот же год, когда на HBO стартовал вскоре ставший культурным феноменом сериал с его отцом).
Авторы приквела дали фильму название, в котором не было наводящей фамилии Сопрано и ничто напрямую не указывало на связь с легендарным телешоу (хотя, конечно, преданные фанаты «Клана Сопрано» прекрасно помнят, что история Тони и ко разворачивается в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси) и которое скорее ассоциировалось со «Святыми из Бундока» (вышедшими, кстати, в том же 1999 году), чем с сериалом HBO. Во-первых, таким образом создатели проекта хотели указать, что приквел можно смотреть как самостоятельную картину, без обязательной привязки к шести сезонам шоу. Во-вторых, главным героем предыстории выступил человек по фамилии Молтисанти, а не Сопрано.
На самом же деле просмотр фильма без знания сериала едва ли принесет зрителю удовольствие. Но у поклонников шоу вызовет приятнейшую ностальгию, хотя ни один из актеров «Клана Сопрано» не появляется в кадре «Множественных святых Ньюарка». Посудите сами: повествование начинается с кладбища, за кадром звучит мужской голос рассказчика, который поведывает о собственной смерти, и на экране появляется могильная плита с фотографией Кристофера Молтисанти в исполнении Майкла Империоли (последнему, собственно, и принадлежит закадровый голос, и это озвучивание с на секунду мелькнувшим фото – единственное актерское пересечение сериала и ленты).
А в следующей сцене в порту в кадре появляется пухлый, круглолицый мальчишка, и рассказчик его представляет: «Это Тони Сопрано, мой дядя. Потом он меня убьет, задушит собственными руками. Но это случится гораздо позже». И если не знать финал шестого сезона «Клана Сопрано» (в котором Тони, порядком уставший от выходок Кристофера, едет со своим племянником в авто, из-за очередного наркотического опьянения последнего попадает в аварию и затем, когда смертельно травмированный Кристофер захлебывается за рулем собственной кровью, действительно душит его и добивает, хотя тот с пробитым от сломанного ребра легким наверняка умер и так бы), эти слова не имеют никакого значения.
Смотрите легально на MEGOGO
Если действие сериала разворачивалось в конце 1990-х, то события приквела происходят в конце 1960-х. И когда Кристофер-рассказчик начинает повествование, он сам на этот момент еще даже не родился, а к моменту окончания предыстории успевает дорасти до… младенца (а Тони – до позднего пубертата). В центре же сюжета оказывается Дики Молтисанти, будущий отец Кристофера и нынешний любимый дядя толстощекого мальчугана Тони (еще у Тони есть другой дядя, не шибко любимый, которого кличут Джуниором Сопрано и который на вид как лысеющий ботан-тюфяк, но в душе озлобленный, завистливый и властный; в фильме его сыграл Кори Столл, а в сериале Доминик Кьянезе; и тут важно помнить, что сериальный Джуниор, активно фигурировавший в первом сезоне, будучи хоть и стариком, но все таким же озлобленным, властным и завистливым, пытался убрать Тони, собственного племянника). Подчиняется Дики действующему боссу (завсегдатай гангстерского жанра Рэй Лиотта), собственному отцу Дику Молтисанти-старшему по прозвищу Голливуд, пожилому самодурному и авторитарному донжуану, считающему всех женщин не иначе как шлюхами.
60-е – конечно, совсем другая эпоха и другая страница американской истории. Так что вместо кожаных курток и кожаных пиджаков, спортивных костюмов и пестрых рубашек – классические костюмы с отливом, галстуки, шляпы и входящие в молодежную моду брюки-клеш. Впрочем, мода 60-х от моды 90-х и нулевых, кажется, отличается больше, чем политика. События «Множественных святых Ньюарка» разворачиваются на фоне массовых чернокожих протестов и бунтов, а также на фоне шаткого перемирия (которое мы наблюдали в четвертом сезоне «Фарго») между итало-американской и афроамериканской группировками.
В одной из сцен Дики Молтисанти случайно въезжает на своем люксовом кабриолете в эпицентр уличных беспорядков. Белый коп объясняет, что проехать нельзя, черные устроили акцию протеста: «Наши ребята слегка переборщили, когда задержали одного цветного за нарушение на дороге. Эти решили, что мы его убили, и подняли бучу. Бросаются бутылками и камнями. Покалечили нескольких наших». Дики в ответ посмеивается. «Вам кажется, это смешно?!» – удивляется полицейский. Но итальянец на дорогущей тачке дальше посмеивается и благополучно сворачивает на другую улицу. Америка всецело принадлежит «макаронникам».
Ясное дело, этим эпизодом авторы проводят параллель с днем сегодняшним, убийством Джорджа Флойда, движением Black Lives Matter…, напоминая, что американская (и любая другая) история ходит по кругу. В предшествующей беспорядкам сцене мы наблюдаем, как тот самый черный, из-за которого афроамериканцы вышли на улицу, обычный водитель такси, везет богатого белого клиента. Клиент указывает повернуть. «Не могу, там одностороннее», – объясняет шофер. «Поворачивай, я сказал». Таксист поворачивает, белый богач выходит и благополучно идет куда ему надо, а черный на повороте встречается с патрульными, уже достающими дубинки. Вот такой предстает в фильме Америка: страной озлобленных американских копов на скромном жаловании, итальянских мафиози на куче американских денег и чернокожих козлов отпущения, оказавшихся между крокодилом и львом (важным персонажем является темнокожий Гарольд на службе у Дики, который однажды развернет собственную войну).
«Множественные святые Ньюарка» не рассказывают о становлении Тони Сопрано как будущего лидера клана. И вообще взросление Тони происходит как бы на заднике. Но можно сказать, что «Множественные святые Ньюарка» рассказывают о предпосылках к психологическому расстройству и депрессии Тони Сопрано, занявшего кресло главы клана («Клан Сопрано», если помните, начинается с того, что Тони посещает психотерапевта). В сериале неровные и непростые взаимоотношения главного героя с племянником Кристофером были ключевой сюжетной составляющей и причиной кульминационной драмы. Кристофер видел в Тони отца и наставника, тот в свою очередь относился к племяннику как к сыну. Но с самого начала в отношениях помимо любви была некая взаимная токсичность. И задолго до того, как Кристофер начал там и тут плошать, Тони жестоко отнял у него мечту, заставив выбирать между служением клану и актерской карьерой.
В приквеле будущие отношения Тони и Кристофера проецируются на отношения Тони и Дики. Тот же тандем любящего племянника и любящего дяди, и в фильме молодой Тони Сопрано оказывается на том же месте, на котором в сериале окажется Кристофер Молтисанти. Дядя Дики для него – учитель и кумир, но у Дики слишком много собственных демонов и тараканов, чтобы быть мальчику достойным наставником и образцом для подражания. К тому же авторы намекают на эдипов комплекс у Тони по отношению к матери, который впоследствии наверняка тоже хорошо поспособствовал нервным расстройствам и необходимости записаться к психологу (мать Тони играет Вера Фармига, которой гримеры налепили искусственный нос, сделав ее максимально похожей на актрису Иди Фалько, которая в сериале играла Кармелу, жену Тони Сопрано: то есть мальчик, превратившись в мужчину, подсознательно выбрал в спутницы женщину, очень похожую на мать, к которой испытывал сексуальное влечение… – все, как учил дедушка Фрейд).
На самом деле без знания сериала «Множественные святые Ньюарка» покажутся сумбурной историей становления и падения Дики Молтисанти, курсирующего между семьей и любовницей на фоне антирасистских протестов и слишком обожающего посмеиваться над чужими неудачами (а кто много смеется, как говорится, тот потом будет много плакать). И только зритель, знающий и любящий «Клан Сопрано», широко улыбнется, когда на одном из третьестепенных персонажей, а именно на подручном Дики Молтисанти по имени Сильвио (Сильвио Данте, которого в сериале играл Стивен Ван Зандт, а в фильме сыграл Джон Магаро), поднимется приклеенная шевелюра, и под густоволосым париком, дополняющим образ брутального итальянского мужчины, обнажится неловкая плешь.
Анастасия Лях
Множественные святые Ньюарка (The Many Saints of Newark)
2021 год, США
Продюсеры: Дэвид Чейз, Лоуренс Коннер
Режиссер: Алан Тейлор
Сценарий: Дэвид Чейз, Лоуренс Коннер
В ролях: Алессандро Нивола, Лесли Одом-младший, Джон Бернтал, Кори Столл, Майкл Гандольфини, Джон Магаро, Микела Де Росси, Рэй Лиотта, Вера Фармига, Майкл Империоли
Оператор: Крамер Моргентау
Композитор: Питер Нашел
Длительность: 120 минут/ 02:00