Этот мюзикл наверняка произведет на «Оскаре» 2022 такой же фурор, как «Ла-Ла Ленд» на церемонии 2017. К тому же 2022-й может стать тем редким годом, когда в главной оскаровской номинации «лучший фильм» окажутся сразу два мюзикла: «На высотах Нью-Йорка» от режиссера хваленого ромкома «Безумно богатые азиаты» Джона Чу и ремейк «Вестсайдской истории» от Стивена Спилберга. И тут можно сказать, развернется поединок между голливудской бродвейской классикой и голливудским бродвейским авангардом.
А за бродвейский авангард нынче в ответе, конечно же, Лин-Мануэль Миранда, американский композитор, тенор, рэпер, драматург и продюсер, прогремевший на весь мир мюзиклом «Гамильтон», получившим множество престижных наград от «Грэмми» до Пулитцера. В либретто о жизни американского политика Александра Гамильтона, одного из отцов-основателей, Миранда смело внедрил рэп и ритм-н-блюз, а также намеренно не стал придерживаться исторически правильной (то есть, конечно же, белой) расовой принадлежности персонажей, вместо чего максимально этнически разнообразил актерский состав, в частности артистами латиноамериканского и афроамериканского происхождения.
Однако экранизации удостоился не нашумевший тотально титулованный «Гамильтон», а дебютный (впрочем, тоже абсолютно хитовый) «На высотах Нью-Йорка» (в оригинале просто «На высотах»), история которого для Миранды куда более личная и более близкая сердцу (этот мюзикл, основанный на либретто Кьяры Алегрии Худес, наполненный ритмами хип-хопа и сальсы, Миранда написал еще на втором курсе университета и впервые представил на подмостках студенческого театра, где тот сходу установил кассовый рекорд).
И если в «Гамильтоне» главную роль отыгрывал сам Миранда, то в «На высотах» центр сюжета занял герой в исполнении молодого бруклинского певца и артиста Энтони Рамоса, который в «Гамильтоне» изобразил на втором плане военного деятеля и противника рабства Джона Лоуренса. Он же, Рамос, перекочевал и в экранную версию «На высотах», в то время как Миранда скромно ограничился эпизодической партией уличного продавца летних прохладительных десертов на колесах (речь, конечно же, о пирагуа, традиционном пуэрториканском освежающем десерте, состоящем из стружки льда и фруктового сиропа, который распространяется колоритными продавцами-пирагуеро на маленьких ярких тележках).
Почувствовали вкус? Вот именно. В мюзикле «На высотах» буквально у всего есть выразительный, насыщенный вкус. И у всего есть большая-пребольшая душа. В смысле не только мощный латиноамериканский дух и живой, красочный, слепящий колорит, но именно душа, та самая искра, как в одноименном пиксаровском шедевре. И любовь. Не в значении «лав-стори», но в значении «сделано с любовью».
Смотрите легально на MEGOGO
Лин-Мануэль Миранда (уроженец Нью-Йорка, но обладатель выраженных пуэрториканских корней) посвятил мюзикл «На высотах» жизни не какого-то конкретного персонажа, реального или вымышленного, но жизни целого микрорайона. Действие и жизнерадостной, и грустной, и счастливой, и проблемной одновременно музыкально-танцевальной истории (которая, конечно, лав-стори, но не только, далеко не только) целиком разворачивается в стенах манхэттенского квартала под названием Вашингтон-Хайтс (Вашингтонские холмы или Вашингтонские высоты). В США такое географически локализованное внутригородское социальное сообщество называется «нейборхуд» (по-нашему приближенно «микрорайон»). Но только в Америке оно обособленно не только географически, но также классово и этнически.
То есть Вашингтон-Хайтс – это совсем не тот гламурный Манхэттен, где попивают коктейли «Космополитен» Саманта, Кэрри, Шарлотта и Миранда. История сегодняшнего Вашингтон-Хайтс ведет начало с послевоенного времени. После Второй мировой здесь начали массово селиться выходцы из Пуэрто-Рико, Кубы, Доминиканы и Мексики, и к началу 1960-х квартал был практически полностью латиноамериканским, а в течение последующих десятилетий превратился в так называемое иммигрантское ядро Нью-Йорка. И вот тут покажется, что печальную историю этих людей мы уже слышали, но только в афроамериканском контексте. В 90-х Вашингтон-Хайтс, в который продолжали прибывать и прибывать переселенцы, страдал от закономерной перенаселенности, нищеты, наркоторговли и преступности. И от постоянных столкновений местных с белой полицией. В те же годы полицейский застрелил на улице местного юнца-дилера, после чего весь микрорайон взбунтовался, и протесты не стихали долгое время… Сейчас Вашингтон-Хайтс куда менее криминален, чем тогда, и, оставаясь преимущественно латиноамериканским, потихоньку заполняется белыми горожанами.
Всю эту ситуацию Лин-Мануэль Миранда глубоко отразил в «На высотах», оставаясь при этом на территории условно легкого и развлекательного, и настроенческого жанра. И фоном для красивой лав-стори между баристой и маникюршей стал острый социально-политический и социально-экономический контекст (кажется, настолько остро социально-политическим экранный мюзикл не был со времен «Кабаре» Боба Фосса, где американская певица в исполнении Лайзы Миннелли развлекала Берлин эпохи Веймарской республики в преддверии нацистской диктатуры). Страхи и боль мигрантов и нелегалов, их тернистый путь и каторжный труд, их ностальгия по родине, их разочарования… и одновременно их несокрушительная сплоченность, их стремления, их «аризонские мечты»…
Подобно тому, как в фильме Кустурицы герои мечтали кто о полете, кто об актерской славе, кто о превращении в черепаху, кто о лестнице из кадиллаков до луны…, герои Миранды пусть и приземленно, а не философски-сюрреалистично, но тоже отчаянно мечтают кто о собственном баре на побережье, кто о карьере модельера, кто об учебе в Стэнфорде, кто о выигрыше в лотерею… Кто вырваться жаждет из ограничивающих тисков микрорайона, а кто наоборот, хочет остаться, потому что именно здесь дом и семья. И конечно же, все грезят лучшей жизнью. Грезят выкарабкаться из низов и добраться до самых высоких высот.
Вдобавок ко всему в мюзиклах Лин-Мануэля Миранды, в которых и тени нет суперзвездных голливудских имен (а голливудские суперзвезды, как известно, далеко не всегда суперски поют, да и танцуют по мере возможности), абсолютно, абсолютно все потрясающе поют. А хореография и синхронность – на уровне модерн-балета. И площадками для массового танца становится не только улица и даже не только твердая почва под ногами, но, например, бассейн. И этому перформансу в воде позавидует любая команда по синхронному плаванию, даже обладательница олимпийского золота. И когда кажется, что это максимум, что эффектнее и изобретательнее номера уже не будет, …выключается свет. Буквально. В микрорайоне на несколько дней пропадает электричество. И в этом блэкауте, в этой полной темноте вздымаются ввысь огни фейерверка. Этот свет во тьме – конечно, аллегория. Свет надежды для тех, кто живет в темноте. Свет недосягаемых небес и недосягаемых высот для тех, кто живет внизу. А этот фейерверк посреди черноты… Сам мюзикл «На высотах» среди большинства прочих мюзиклов – как фейерверк среди тусклого неба.
И свет в конце тоннеля для бабушки Клаудии, старейшей жительницы квартала, прошедшей путь от плантаций до Манхэттена. Именно она, казалось бы маленькая второстепенная героиня, – открытое, тихо бьющееся сердце этой истории, невероятно большое и в глубине измученное и уставшее, всю жизнь прожившее для других и оставившее на задворках собственные мечты.
Анастасия Лях
На высотах Нью-Йорка (На высоте мечты, In the Heights)
2021 год, США
Продюсеры: Энтони Брегман, Кьяра Алегрия Худес, Мара Джейкобс
Режиссер: Джон М. Чу
Сценарий: Марк Клейн, Кьяра Алегрия Худес
В ролях: Энтони Рамос, Кори Хокинс, Лин-Мануэль Миранда, Дафна Рубин-Вега, Мелисса Баррера, Джимми Смитс
Оператор: Марианн Бакке
Композитор: Лин-Мануэль Миранда
Длительность: 143 минуты/ 02:23