Спустя семь лет после «Капитана Филлипса» британский режиссер Пол Гринграсс (который после «Кровавого воскресенья» снимает фильмы преимущественно про Америку, не считая драмы «22 июля» о терактах норвежца Брейвика) снова поработал с Томом Хэнксом. Постановщик выпустил тихий, душевный, гуманистский (ну кто как не Хэнкс максимально органичен в роли гуманиста) бадди-вестерн «Новости со всего света» о дружбе капитана-техасца, бывшего конфедерата, и белокурой девочки-немки, воспитанной индейским племенем кайова.
По окончании Гражданской войны капитан Джефферсон Кайл Кидд, солдат побежденного Юга, мучимый совестью за совершенные ошибки, пускается в одиночное путешествие на хромой повозке по Дикому Западу (которому осталось жить несколько десятилетий до окончательной урбанизации). Он переезжает из штата в штат, из города в город, из деревни в деревню, от поселения к поселению, чтобы за десять центов читать неграмотной толпе газетные новости. Читает о шахтерах, которые едва не погибли; о бедолаге, которого погребли заживо… Читает с чувством, с толком, с расстановкой; с переливом интонаций и логическими ударениями. Устраивает простонародью эдакий бюджетный театр или как минимум прообраз современного стенд-апа. И информирует, и развлекает, и просвещает. Не столько читает новости, сколько рассказывает истории, продвигает первый американский живой сторителлинг.
Однажды в зарослях кустарников капитан встречает девочку-дикарку, беловолосую и голубоглазую, но говорящую на языке кайова. Узнав, что девочка, воспитанная индейцами, родом из немецкого поселения и ей пришлось дважды осиротеть (сперва потерять родителей-немцев, которых убили; затем – родителей-индейцев, которых тоже убили), Кидд решает собственноручно довезти ребенка до немецкого поселения к дяде и тетке.
По сути, их в фильме всего двое. И вдвоем они намереваются не только противостоять далеко не лучшему окружающему их миру, но и делать этот мир действительно лучше. Капитан Кидд – своего рода просветитель, учитель, литератор, наставитель и цивилизатор; американская, дикозападная версия европейских педагогов и мыслителей эпохи Просвещения. Переживая сотворенные на войне убийства, переосмыслив взгляды, экс-конфедерат несет свет в темные и дикие, и примитивные умы, как просветители столетием ранее на другом континенте осветили мрак Средневековья. Он поведывает простые, но хорошие истории, в которых беды заканчиваются хэппи-эндом. И встретившаяся ему на пути девочка, несмотря на кажущуюся дикость, тоже представляет собою свет. И буквально (ее белоснежные волосы, контрастирующие с тьмой и грязью, бликуют на солнце, а голубые глаза – будто две капли Великих озер), и фигурально (капитан учит ее обычным вещам цивилизованного мира как, например, кушать ложкой, а не руками, носить платье, а не лохмотья; а она в свою очередь учит капитана индейской мудрости).
Будучи Джоанной Леонбергер по бумагам, девочка упорно называет себя индейским прозвищем Цикада. Она пропитана философией кайова и совершенно далека от своих немецких корней. Живое воплощение заветного примирения двух цивилизаций, белого и красного этносов. Стыдящийся своих «военных подвигов», нежно упоминающий «оставшуюся дома» жену (но совершенно очевидно, что никто этого одинокого странника дома не ждет) ветеран Кидд – воплощение сожаления, скорби и раскаяния белых перед черными. Быть гуманистом и космополитом, лишенным всякой ненависти, – верх самопросвещения.
Смотрите легально на MEGOGO
Путешествие, в котором на долю рефлексирующего мужчины и обездоленной девочки выпадет не одна тягота и не одна опасность, начинается с преследования банды мексиканцев, которые сперва пытались малолетнюю блондинку (из которой, видимо, можно сделать лакомый и дорогой товар любого салуна) купить, а после, потерпев неудачу, решили отобрать сокровище силой. Тем не менее Гринграсс вовсе не стремится показать суровый, грязный, беззаконный Дикий Запад как обитель скверны, где сдирают скальпы, забивают ружейными прикладами младенцев, насилуют и продают женщин и девочек. Этот эпизод, в котором бравый, благородный капитан и смекалистая девочка отстреливаются монетами, когда заканчиваются патроны, и, конечно же, выходят из битвы победителями, – просто эпизод (куда больше запоминается другой отрывок их приключения, где из песчаной бури, на мгновение разъединившей девочку и капитана, выезжают молчаливые, величественные кайова). Эпизод, сплачивающий две одинокие родственные души, которые жаждут рассказывать новые и новые истории. Потому что в историях (и соответственно в кинематографе) – наши прогресс и совесть, и осознание, и воспитание, и очищение, и движение вперед. Истории делают нас лучше.
Анастасия Лях
Новости со всего света (News of the World)
2020 год, США
Продюсеры: Элизабет Габлер, Гари Гоэцман, Грегори Гудман
Режиссер: Пол Гринграсс
Сценарий: Люк Дейвис, Полетт Джилс
В ролях: Том Хэнкс, Хелена Ценгель, Нил Сэндилэндс, Чаквуди Ивуджи, Томас Мерфи
Оператор: Дариуш Вольски
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард
Длительность: 118 минут/ 01:58