Лучшим фильмом «Ограды» не стали, но вот Дензел Вашингтон, если по справедливости, определенно должен был получить свой третий «Оскар». Потому что лучшую мужскую роль в году исполнил именно он. Не Кейси Аффлек и не Райан Гослинг, а 62-летний Вашингтон, актер, которому удается вызывать к своим персонажам одновременно и острую неприязнь, и дикое восхищение; которому удается создавать характеры, переигрывающие само кино.
«Ограды» – экранизация пьесы Огаста Уилсона. Действие разворачивается в 1950-х, в одном из скромных домов «цветного» квартала Питтсбурга. Главный герой Трой уже не молод, но кажется на первый взгляд веселым, жизнерадостным балаболом, которого семечками не корми дай только начальство похаять да результаты бейсбольного матча перетереть. Когда-то Трой сам был многообещающим бейсболистом, но давно уже трудится мусорщиком, подбирая с улиц большого города чужие отходы. Работа как работа, не лучше и не хуже других. Но Трой возмущен, что руководство сажает за баранку мусоровоза только белых водителей, а черным доверяет лишь загрузку машины да возню в грязи и хламе.
Тем не менее Трой Мэксон, казалось бы, вполне счастлив. Он обожает свою бойкую, хозяйственную жену, учит уму-разуму сына-подростка, охотно судачит с дружелюбным соседом и ни в коем случае не жалеет себя. Вот только никак не может соорудить вокруг дома забор, ограду, о которой давно просит супруга.
Уже не первый раз Дензел Вашингтон становится по другую сторону камеры. И хотя критикам нравились и две предыдущие режиссерские работы актера, на «Оскар» его фильм номинируется впервые. «Ограды» – более чем двухчасовая камерная история, разворачивающаяся в скупых, практически театральных декорациях и базирующаяся исключительно на диалогах и актерской игре. Диалоги здесь натурально льются беспрерывной рекой, ложась на экран то гладью, то волнами, то омутом, то воронкой. А актерская игра подчас достигает заоблачных, не поддающихся стандартным мерилам высот.
Ограды – как много в этом слове… И впрямь неожиданно бесконечное множество смыслов раскрывается в простейшем, казалось бы, сочетании букв. Трой Мэксон, который никак не может выстроить изгородь вокруг своего жилища, упрямо возводит ограду там, где ей не место, где ее быть не должно – в отношениях между людьми. Поначалу может ошибочно показаться, что Вашингтон снял очередное кино о расизме. Абсолютно нет. Скорее, наоборот. Трой – эдакая ретро-проекция современного афроамериканца, который уперто не верит, что времена изменились, что, возможно, расизм теперь не на каждом шагу, и тотальной ненависти, неравенства, предвзятости, пренебрежения больше нет. «Они выгнали меня из бейсбольной команды только потому, что я черный», – кричит Трой. «Они выгнали тебя из бейсбольной команды только потому, что тебе стукнуло сорок», – отвечает жена.
Смотрите легально на MEGOGO
Вашингтон будто пытается сказать, что, вполне возможно, «Оскар такой белый» был в прошлом году лишь потому, что кино про белых и снятое белыми в тот раз оказалось сильнее. Вот и все. И ни к чему возводить на пустом месте ограды.
Трой строит ограду не только между белыми и черными, но и между собой и самыми близкими. Он то и дело унижает старшего сына, который, выбрав путь «нищего музыканта», регулярно наведывается к отцу в день получки и одалживает десятку. Младшему запрещает играть в футбол и заставляет подрабатывать в супермаркете, потому что «карьеры футболиста ему, черному, все равно не видать, а работа в магазине – надежный и гарантированный кусок хлеба». Говорит сыну, что «не обязан его любить, обязан лишь кормить и одевать». Признает, что смог обзавестись крышей над головой только благодаря пенсии контуженного на войне брата, вот только психически нездоровый брат под этой крышей с недавних пор не живет, а платит где-то аренду за съем комнатушки. И наконец Трой возводит ограду между собой и женою, самым верным и преданным ему человеком.
Герой кричит, что построит ограду, чтобы защититься от смерти, чтоб не впустить чертовку с косой в дом. Хотя в действительности ограждается от жизни.
С одной стороны, Трой – реалист. И эта его черта – как и стойкость, и честность, и ответственность – вызывает уважение и даже восхищение. С другой, он – человек, разочаровавшийся однажды в мечте и оттого деспотично отнимающий мечту у других. И Вашингтон, как и в «Рейсе» Земекиса, блистательно воплощает две стороны, темную и светлую, вкладывая в уста своего персонажа слова, которые, судя по всему, без лишней скромности относит к себе: «Коль человек умеет играть – дайте ему играть».
Анастасия Лях
Ограды (Fences)
2016 год, США
Продюсеры: Дензел Вашингтон, Молли Аллен, Тодд Блэк, Эли Буш
Режиссер: Дензел Вашингтон
Сценарий: Огаст Уилсон
В ролях: Дензел Вашингтон, Виола Дэвис, Стивен Хендерсон, Йован Адепо, Расселл Хорнсби, Майкелти Уильямсон
Оператор: Шарлотта Брюус Кристенсен
Композитор: Марсело Зарвос
Длительность: 139 минут/ 02:19