kinowar.com

Оно (It)

Зачекайте, будь ласка...

Экранизация одноименного романа Стивена Кинга, вышедшая в 1990 году, была хорошей. А экранизация 2017 года получилась очень хорошей, если не сказать роскошной: жесткой, страшной и остроумной, как и само произведение. И эту роскошь в первую очередь создали дети.

Книгу, которая на самом деле, конечно же, не о вымышленном злобном клоуне, а о взрослении, сплоченности, страхах и комплексах, детской ненависти, родительских ошибках и человеческом зле в целом, адаптировали трое сценаристов, в числе которых оказался Кэри Фукунага, тот самый заслуженный создатель потрясающего первого сезона «Настоящего детектива». Постановка принадлежит аргентинцу Андресу Мускетти, который несколько лет назад не самым удачным образом переработал свой короткометражный хоррор «Мама» в полный метр. Но с творением мастера ужасов режиссер обошелся куда бережнее и разумнее, чем со своим собственным.

Перед тем, как бумажный кораблик, плывущий вдоль тротуара по дождевой воде, попадет в канализацию и положит начало цепочке мистических детских исчезновений, на запотевшем от сырой, промозглой погоды окне появится смайлик (привет Мистеру Мерседесу). И это далеко не единственный эстетский кадр. Чего стоит одна только высоченная груда из канализационного дерьма, мусора, хлама и утерянных нужных и ненужных вещей, вокруг которой зависли в воздухе недвижимые дети, будто гелиевые шары с неприкаянно повисшими нитями.

В новой экранизации выдуманный городок Дерри, в котором происходят события, действительно предстает сосредоточением инфернального цикличного зла, которое не забыть и от которого не убежать, единственный путь – попытки его побороть, снова и снова (неслучайно герои, будучи детьми, говорят о возможности через несколько лет вырваться из провинциального захолустья и оставить произошедший кошмар в прошлом, и именно так и поступят, но годы и годы спустя им все равно придется вернуться).

Семеро почти что равноправных протагонистов, сформировавшие так называемый «клуб неудачников», живут жизнью классических школьных изгоев, отвергнутых остальными по той или иной причине: очкарик, толстяк, еврей, чернокожий, ботаник, маменькин сынок и рыжая (а раз рыжая, то непременно шалава). Не хватает разве что гея для полной картины многогранной дискриминации. И каждый из них живет в своем маленьком аду. Не столько из-за того, что банда старшеклассников подкарауливает каждый день, чтобы надавать тумаков, сколько из-за родителей, которых либо нет в живых, либо они сосредоточены на своем и не вникают в проблемы детей, либо они извращенцы и параноики.

Смотрите легально на MEGOGO

Примечательно, что в сюжете нет ни одного положительного родительского поступка. Понятно, сексуальное домогательство отца Беверли ни с чем не сравнить. Но Эдди живет с отвратительной ипохондрической матерью. А Майк вынужден под надзором деда стрелять доверчивым овцам в голову (и если Эдди взрослеет тогда, когда впервые противоречит маме, то Майк наоборот, взрослеет, когда наконец решается выстрелить, то есть сделать то, чего от него ждет дед). Даже казалось бы лишенные отрицательных черт родители Стэнли и Билла показаны с не самого приятного ракурса: первых слишком заботит предстоящая бар-мицва и страшит возможность быть опозоренными, если сын облажается; вторые переживают утрату младшего сына и игнорируют горе старшего. Кажется, все хорошо только у очкарика-остряка-сквернослова Ричи, раз он всегда и повсюду весел (его родители остаются за кадром), но скорее всего, его нарочитая жизнерадостность, показные шутливость и легкомыслие – это защитный щит.

Городок Дерри перенаселен отвратными взрослыми. Здесь полицейские взращивают малолетних садистов (а в садистов превращаются затравленные деспотичными отцами слюнтяи). А плешивые аптекари пускают слюни на хорошо слаженных девочек-подростков. И вся скверна и дрянь этого места стекают в канализацию.

Если дьявол – в деталях, то Андрес Мускетти – определенно дьявол. Мерзкий аптекарь, которого Беверли в процессе стратегического флирта и лести сравнивает с Кристофером Ривом (а дети 80-х, конечно же, знали и любили звезду четырех фильмов о Супермене), действительно похож на легендарного актера, пусть и в извращенной вариации. Футболка с Томом из мультика «Том и Джерри» пропитана эпохой буквально насквозь. Носки на ребятах непременно хорошо выше щиколоток, почти до колен. Когда все кидают велики просто на землю, единственным, кто ставит велосипед на подножку, оказывается, конечно же, правильно воспитанный еврейский мальчик Стэнли. И естественно, жуткое портретное полотно Модильяни, итальянского художника еврейских кровей, висит именно в доме родителей Стэнли и пугает последнего до чертиков.

В новом «Оно» совершенно потрясающий актерский состав. И речь не только о Билле Скарсгарде, которому понадобился минимум грима, чтобы от ужаса в теле заерзала каждая косточка, но и о всех семерых детях. Вернее, в первую очередь о детях. Сногсшибательную Софию Лиллис, сыгравшую Беверли, после такой стрижки, такого бикини и неоспоримого таланта приковывать взгляды наверняка позовут в какой-нибудь аналог «Лолиты». А на юморе, непосредственности, живости, энергичности и харизме Финна Вулфарда из сериала «Очень странные дела» и вовсе держится вся расслабляющая часть повествования.

Словом, «Оно» Андреса Мускетти – именно та «экранизация мечты», которую никак не могли дождаться придирчивые фанаты Кинга.

Анастасия Лях

оно кадр 1

оно кадр 2

оно кадр 3

оно кадр 4

оно кадр 5

оно кадр 6

оно кадр 7

оно кадр 8

оно кадр 9

Оно (It)

2017 год, США

Продюсеры: Сет Грэм-Смит, Дэвид Катценберг, Рой Ли, Дэн Лин, Барбара Мускетти

Режиссер: Андрес Мускетти

Сценарий: Чейз Палмер, Кэри Фукунага, Гари Доберман, Стивен Кинг

В ролях: Джейден Либерхер, София Лиллис, Джереми Рэй Тейлор, Финн Вулфард, Чозен Джейкобс, Джек Грейзер, Уайетт Олефф, Билл Скарсгард, Николас Гамильтон

Оператор: Жонг-хун Жонг

Композитор: Бенджамин Уоллфиш

Длительность: 135 минут/ 02:15

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі