Сюжет: Вторая мировая война близится к концу. Подразделению немецких парашютистов после трибунала предлагают искупить вину – отправиться в Великобританию и похитить премьер-министра Уинстона Черчилля. Ознакомившись с планом, полковник Штайнер и его люди решают рискнуть.
Когда идея похитить Черчилля (пусть даже в кино) исходит от Гитлера – это хоть и выглядит безумным, но вписывается в общее представление о фюрере. Если абсурдную идею представить в качестве инициативы неадекватного человека, то разрыв шаблона не случится. А если второстепенные персонажи будут подчеркивать, что идея утопична и нереальна, то есть шанс поверить, что перед зрителем не комедия.
«Орел приземлился» — определенно не пародия и не комедия, хотя иногда кажется и тем, и другим. Думаю, тут дело в том, что с 1976 года мир, люди и кинематограф сильно изменились. Кое-что из того, что сорок четыре года назад казалось возвышенным или драматичным, у современного зрителя вызовет снисходительную улыбку. Сейчас таких фильмов уже не снимают.
И все же, несмотря на свою определенную старомодность, «Орел приземлился» оперирует с темами, актуальными по сей день. Одна из них – человеческая глупость. Если человек глуп и одновременно наделен властью, то жди беды. Неважно, кто он – немец или американец. Еще одна тема картины – то, как легко можно преступный умысел руководства превратить в эксцесс исполнителя.
К слову, фильм тоже нельзя назвать особо умным, но он, в первую очередь – интересное приключение. К тому же, многие свои слабости он удачно приправляет сильными сторонами. Например, сцена, после которой жители английской деревни понимают, что перед ними немцы, а не союзники-поляки – одновременно и глупая, и трогательная. Чего больше – вопрос вкуса. А если вспомнить, что «ружья» висели еще в начале фильма, то проще восхититься, чем осуждать.
Смотрите легально на MEGOGO
Мне вначале не очень понравился герой Майкла Кейна и то, как актер изобразил немецкого офицера. Сцена, где показано отношение его самого и его подчиненных к мирному населению, слишком наиграна и мелодраматична. И все же она имеет большое значение для сюжета. На протяжении фильма полковник Штайнер проступает как фигура более интересная, чем можно было предположить. Его солдаты – пусть и не все – постепенно также становятся чем-то большим, чем простые второстепенные персонажи.
С чем у фильма нет проблем, так это с интересными героями. Дональд Сазерленд играет члена ИРА, раньше такие персонажи были любимцами подростков – веселые, дерзкие, сардонические. Его дуэт с актрисой Дженни Эгаттер – хорошая находка для фильма. Дональд Плезенс в крошечную роль Гиммлера приносит что-то от своего Блофельда (играл главного врага Бонда в «Живешь только дважды»). Ларри Хэгмен, как и Плезенс, играет практически карикатурного персонажа. Герой Трита Уильямса благороден, Роберт Дюваль играет хорошего человека на плохой работе.
Для режиссера Джона Стерджеса «Орел приземлился» стал последним фильмом. Майкл Кейн был крайне недоволен его работой, сценарист Том Манкевич также был не в восторге от сотрудничества. По словам Кейна, режиссер согласился взяться за картину, только чтобы заработать на свое хобби – рыбную ловлю – и не принимал участия в монтаже. Остается только гадать, каким бы вышел фильм, если бы к нему отнеслись с немного большей серьезностью.
В любом случае, «Орел приземлился» – авантюрный боевик, без претензии на реальность, с нелепостями, художественными допущениями, но и с героизмом, хорошими боевыми сценами, зубодробительным пафосом в необходимых местах, неплохим юмором и настоящей мужской дружбой. А финал фильма заслуживает отдельного поклона.
Данил Кравченко
Орел приземлился (The Eagle Has Landed)
1976 год, США
Продюсеры: Дэвид Найвен–младший
Режиссер: Джон Стерджес
Сценарий: Роман: Джек Хиггинс
Адаптация: Том Манкевич
В ролях: Майкл Кейн, Дональд Сазерленд, Роберт Дюваль, Дженни Эгаттер, Трит Уильямс, Дональд Плезенс, Ларри Хэгмен
Оператор: Энтони Б. Ричмонд
Композитор: Лало Шифрин
Длительность: 134 минуты/ 02:14