Опальный режиссер Роман Полански, обладатель всех самых престижных кинематографических наград, в прошлом году удостоился еще одной – венецианского Гран-при за историческую драму «Я обвиняю», которая в международном прокате получила название «Офицер и шпион».
И странно, что лента была презентована не в Каннах, поскольку коснулась она крайне важного момента именно французской истории, момента черного и в то же время поворотного, внесшего хаос и раскол в мировоззрения и настроения французского общества на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, где за несколько десятилетий до нацистской ненависти к евреям господствовали жесткие антисемитские убеждения, ставшие отправной точкой для печально известного «дела Дрейфуса», суда над французским офицером-евреем, обвиненным в шпионаже в пользу Германии с помощью намеренно сфабрикованных высшим руководством армии доказательств.
С одной стороны, «Я обвиняю» (оригинальное название является прямой отсылкой к заголовку опубликованной статьи, написанной романистом Эмилем Золя в защиту Альфреда Дрейфуса с крайне смелым упоминанием пофамильно всех, кто приложил руку к ложному обвинению, включая армейских генералов; в итоге Золя предстал перед судом за клевету и получил год тюремного заключения) кажется тематически нетипичным фильмом для Романа Полански, который ранее не обращался к костюмным историческим драмам на основе реальных событий и тем более к жанру так называемой юридической драмы.
С другой стороны, кому как не Поланскому (который уже несколько десятилетий пребывает в унизительном статусе «скрывающегося от американского правосудия» по той веской причине, что американские власти противоправно нарушили условия договоренности, много лет тому назад достигнутой между адвокатом режиссера и прокуратурой) снимать кино о несправедливости судебной системы.
Да и если посмотреть на историю Дрейфуса с точки зрения нависшего над человеком инфернального зла и тотального заговора, которым сложно, практически невозможно противодействовать, то «Я обвиняю» легко впишется в проблематику фильмов Поланского, в которых это самое зло обретает форму то психологическую («Отвращение», «Жилец»), то демоническую («Ребенок Розмари», «Девятые врата»), то политико-социальную («Пианист», «Китайский квартал»). Как и в большинстве картин Поланского, герой здесь подвергается изоляции и произволу со стороны некой абсурдной, алогичной, иррациональной силы (будь то непостижимость существования дьявола или же непостижимость самоуправства системы «правосудия», до боли напоминающей кафкианский «Процесс»).
Смотрите легально на MEGOGO
Вот только непосредственно Дрейфус в фильме про дело Дрейфуса появляется на экране всего несколько раз и отыгрывает роль эдакого закадрового мученика. В кадре же в течение всего экранного времени действует полковник Пикар, принявший на себя роль детектива-следователя, любой ценой стремящегося, что называется, докопаться до правды и добиться торжества справедливости. Вовсе не потому, что Дрейфус ему симпатичен или по-дружески близок. Как раз наоборот. В одной из первых сцен полковник прямо признается в антипатических чувствах к евреям, но заверяет, что они никак не влияют на объективность, непредвзятость его решений. И собственно, в этой реплике и есть весь персонаж: человек чести, ставящий истину и закон выше личных эмоций и личного отношения. Парадоксально, но он готов лишиться всего (карьеры, свободы, любимой женщины) из-за человека, которому даже не симпатизирует, лишь бы система заработала правильно: наказала виновных, отпустила и обелила очерненных невинных.
В серых обшарпанных декорациях Парижа конца девятнадцатого века (сложный период в истории Франции, ознаменовавшийся политическим и экономическим кризисом вследствие так называемого Панамского скандала – масштабного разоблачения коррупции в высших эшелонах монархистов, нагревших руку на проекте прорытия Панамского канала, что повлекло за собой анархистские и террористические протестные акции; дело Дрейфуса лишь подогрело радикальные настроения в обществе и спровоцировало образование националистской, по сути нацистской, партии), в тайных темных коридорах штаба контрразведки герой Жана Дюжардена, полковник Пикар, ведет свое одинокое и крайне неудобное для всех окружающих его коллег расследование, пытаясь вычислить подлинного крота-предателя (эдакий «Шпион, выйди вон», только вместо чопорного Лондона 1970-х беспокойный Париж 1890-х).
Преисполненный «декабристского» благородства Дюжарден играет свою лучшую роль со времен «Артиста». Секс-символ французского кино Луи Гаррель, сыгравший Дрейфуса, наконец-то предстает в кардинально другом амплуа, к тому же с залысиной, в округлых очках, с некарикатурными гусарскими усами и уязвимой, хрупкой интеллигентностью рафинированного угнетенного еврея. А сам Полански мелькает в ничего не значащем камео, хотя не появлялся в собственных картинах со времен «Жильца» и не исполнял автокамео со времен «Китайского квартала». Видимо, потому, что «Я обвиняю» для него – важный и личный фильм.
Анастасия Лях
Офицер и шпион (J’accuse)
2019 год, Франция/ Италия
Продюсеры: Ален Голдман, Лука Барбарески
Режиссер: Роман Полански
Сценарий: Роман Полански, Оливье Ассайас, Дельфин де Виган
В ролях: Жан Дюжарден, Луи Гаррель, Эмманюэль Сенье, Грегори Гадебуа, Матьё Амальрик, Мельвиль Пупо, Венсан Перес, Андре Маркон
Оператор: Павел Эдельман
Композитор: Александр Деспла
Длительность: 132 минуты/ 02:12