Если аргументы, которые будут приведены ниже, не убедят оценить положительно этот клаустрофобный фантастический триллер, то пусть хотя бы привлечет внимание необычное актерское сочетание Венсана Касселя и Кристен Стюарт. Ну и тот факт, что актриса несколько сцен отыгрывает в спортивном нижнем белье, и тело у нее одновременно изящное и сильное, и чертовски привлекательное; словом, с эстетической точки зрения вызывает не меньшее восхищение, чем тело Сандры Буллок в «Гравитации».
Действие разворачивается на глубине одиннадцати километров под водой, где исследовательская подводная станция изучает породы и грунты океанического дна путем глубоководного бурения (одиннадцать километров – глубина Марианской впадины). Когда происходит нечто вроде землетрясения или столкновения, и отсеки подстанции начинают один за другим затапливаться и рушиться, техническому сотруднику Норе (Стюарт), а также нескольким выжившим, включая капитана (Кассель) не остается ничего другого, кроме как надеть скафандры и пройти пешком полтора километра по дну в кромешной темноте, чтобы добраться до другой станции, где есть спасательные капсулы. В подводном мраке они, конечно же, увидят то великое и ужасное, что вызвало толчки и крушение. И это будет в равной степени страшно и величественно; необъяснимо, жутко и потрясающе.
Научно-фантастические хорроры о подводном неизведанном часто ассонируют с научно-фантастическими хоррорами о космическом неизведанном. И «Под водой» в особенности. Создатели фильма явно вдохновлялись не ужастиками про мегалодонов, а «Чужим». И глубина здесь такая же мрачная, безмолвная, неисчерпаемая, как безграничность, тьма и тишина космического вакуума. И вода, и космос притягивают нас магнитом, влекут и завораживают. И одинаково таят секреты, неизвестность, которая может оказаться и чем-то неописуемо прекрасным, и сущим кошмаром.
Возможно, даже больше, чем с «Чужим», «Под водой» рифмуется с независимым космическим мокьюментари триллером «Европа», вышедшим в 2013 году. По крайней мере то грандиозное, что восстает в финале (человекокальмары – это лишь цветочки), шокирует не меньше, чем внеземная жизнь, которую герои псевдодокументального астрохоррора находят на спутнике Юпитера. И к слову, о человекокальмарах: существа из «Под водой» отсылают не к пугалкам о рыбах-людоедах и гигантских моллюсках, а, скорее, к мифологии о людях-амфибиях и даже, возможно, жителях затопленной Атлантиды. Так или иначе шок вызывают не челюсти, жаждущие отгрызть руку или ногу, а сходство с homo sapiens.
Собственно, на то, что сотрудники станции в итоге столкнуться с чем-то беспрекословно живым на океаническом дне (где, казалось бы, по всем законам биологии уже ничего живого быть не должно), явственно намекает одна из вступительных сцен, в которой героиня Кристен Стюарт неожиданно обнаруживает выползшего из слива умывальника паука и дивится, как он сюда попал; сюда, где даже люди, месяцами пребывающие в мертвенной тьме, перестали походить на живых.
Смотрите легально на MEGOGO
Режиссура уверенно бдит атмосферу, не давая ни зрителю, ни героям никакой возможности передохнуть от давящей черноты и толщи воды. Фонарики гидрокостюмов оказываются едва ли не единственными проблесками света в этой могильной мгле.
При желании можно легко упрекнуть сценарий в нераскрытии персонажей. Мол, зритель не успевает ничего толком узнать ни об одном из героев, включая центральную Нору. С другой стороны, нескольких выразительных вкраплений информации в целом оказывается вполне достаточно, чтобы понять характеры. Нора – девушка, пережившая утрату и потерявшая страсть к жизни. Капитан – немолод и разведен, так давно покинул поверхность Земли, что утратил связь с нормальной земной жизнью; так давно не виделся с давно повзрослевшей дочерью, что в памяти зафиксировал далекую от реальности цифру «четырнадцать» со старой фотокарточки по случаю ее четырнадцатилетия. А героиня Джессики Хенвик наоборот, во всех проявлениях демонстрирует связь с поверхностью и жизнью в реальном мире; например, в минуту отчаяния и страха спрашивает коллег о домашних питомцах, кошках и собаках, оставленных наверху, и с душевностью и любовью вспоминает своего щенка корги.
Что касается «Гравитации», она была упомянута в первом абзаце совсем неслучайно. Не только потому, что тела обеих актрис, высвободившиеся из защитных костюмов и обнажившие перед зрителем свои уязвимость и одновременно твердость, одинаково физически привлекательны. Но и потому, что героини Буллок и Стюарт одинаково сломлены и одинаково померкшие, как свет на глубине; одинаково оказавшиеся и во внешней, и во внутренней темноте; одинаково оторваны от земного существования. Но если Буллок путем прохождения испытания на расстоянии десятков километров от Земли перерождается и возвращает себе утраченный свет и утраченную «приземленность» («гравитацию»), то Стюарт возвращает этот свет другим, но не себе.
Анастасия Лях
Под водой (Underwater)
2020 год, США
Продюсеры: Питер Чернин, Тония Дэвис, Дженно Топпинг
Режиссер: Уильям Юбэнк
Сценарий: Брайан Даффилд, Адам Козад
В ролях: Кристен Стюарт, Венсан Кассель, ТиДжей Миллер, Джессика Хенвик, Джон Галлахер мл.
Оператор: Боян Бацелли
Композиторы: Марко Белтрами, Брэндон Робертс
Длительность: 95 минут/ 01:35