kinowar.com

Пороховой коктейль (Gunpowder Milkshake)

Зачекайте, будь ласка...

А если быть при переводе точнее, то «Пороховой молочный коктейль». И в этом миксе действительно хватает и пороха, и мороженого, и фруктов, и крови с молоком. А сверху по старинке трубочка и зонтик.

Израильский режиссер при поддержке французской киностудии снял кино с голливудскими звездами: Карен Гиллан (она же Небула в «Стражах галактики» и крутая полураздетая наемница Руби Раундхаус в комедийной дилогии «Джуманджи»), Линой Хиди (Серсея из «Игры престолов» и наркобаронесса Ма-ма из ремейка «Судьи Дредда»), Карлой Гуджино (сериалы «Призраки дома на холме», «Призраки поместья Блай», фильмы «Хранители», «Запрещенный прием»), Мишель Йео («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Безумно богатые азиаты»), Анджелой Бассетт (мать Т’Чаллы из «Черной пантеры»), Фрейей Аллан (сериал «Ведьмак»), Полом Джаматти (сериал «Миллиарды») и Адамом Нагайтисом (сериал «Террор»).

Действие разворачивается в изолированном и гипертрофированном мире киллеров, где заправляет преступная организация, называемая Фирмой. Девушка-наемник Сэм, унаследовавшая талант и профессию от матери (которая пятнадцать лет тому назад нарушила правила, стала мишенью и вынуждена была оставить дочь), выполняя очередное задание, «случайно» убивает сына русского мафиози. А затем «случайно» убивает одного хорошего парня, у которого осталась восьмилетняя (вернее 8,5-летняя) дочь-сирота. Теперь Сэм должна спастись от русской мафии, позаботиться о девочке и встретиться с той, на которую затаила многолетнюю обиду. И без помощи ей не обойтись. Так что старые боевые подруги матери придутся кстати.

На агрегаторе англоязычных рецензий Rotten Tomatoes можно заметить, что рецензенты-женщины преимущественно довольны увиденным (и выразительным винтажным стилем «Порохового коктейля», и харизматичным женским актерским составом, и продуманным декором с реквизитом), тогда как рецензенты-мужчины ругают создателей картины за отсутствие новаторства и чрезмерное стремление к крутизне по форме, но не по сути. Не хочется думать, что дело все в том же старомодном сексизме, и киноманы-мужчины продолжают предубежденно воспринимать женские экшны, но выглядит все именно так. И тот факт, что злодеи в сюжете пола исключительно мужского, тоже вызвал волну негодования (у тех, у кого маскулинный комплекс преобладает над чувством юмора).

Израильский режиссер и сценарист Навот Папушадо в 2013 году выпустил на родине детективный триллер «Очень плохие парни» (не имеющий никакого отношения к комедийному бадди-муви с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом), который попал в программу американского кинофестиваля «Трайбека». И тогда, в 2013-м, сам Квентин Тарантино назвал израильскую картину «лучшим фильмом года», что, конечно же, впоследствии попало самыми большими буквами на постер и стало гвоздем промо-кампании. Казалось бы, тарантиновское благословение должно было проложить Папушадо путь в Голливуд. Но нет. Понадобилось целых семь лет, чтобы обласканный голливудским криминальным гуру малоизвестный постановщик выпустил свой следующий проект. И да, уже с голливудским созвездием на красочных афишах.

Смотрите легально на MEGOGO

«Пороховой коктейль» – неидеальный, но определенно яркий и стильный экшн, в котором фасон существенно преобладает над содержанием, но внимание к фэшн-деталям как гардероба, так и интерьера увлекает и завораживает. Современный экшн с насыщенным привкусом приятного ретро и неонового нуара, в котором не существует определенного времени и определенного пространства, где мобильники-раскладушки из конца 90-х и кассетные аудиоплееры соседствуют с автомобилями и атмосферой 60-70-х. И да, безусловно, Папушадо снял отчетливую вариацию на тему «Джона Уика», но только по-женски и с юмором, то есть отбросил в сторону ретроградную маскулинность и, припомнив резонные слова Джокера «why so serious?», заменил излишний драматизм черной комичностью (и если говорить о новаторстве, то убийцу с парализованными руками, к которым скотчем примотаны пистолеты, стреляющие благодаря центробежной силе, когда героиня, расставив руки, вращается вокруг своей оси, мы едва ли видели где-нибудь раньше).

Как и персонаж Киану Ривза, ставший культовым за беспрецедентно короткий срок, героиня Карен Гиллан становится киллером-изгоем и мишенью в криминальном мире, где действуют свои законы, правила и кодексы (культовой ей, конечно, не стать, но потенциал стать франшизой у проекта имеется). Фирма из «Порохового коктейля» соответствует Правлению Кланов из «Джона Уика». А к отелю «Континенталь» отсылают одновременно и Библиотека, куда героиня приходит за помощью, защитой и пристанищем (в третьем «Джоне Уике» фигурировала нью-йоркская городская библиотека, где аналогично далеко не все книги на полках предназначались для чтения), и кафетерий-закусочная, где вежливая официантка на входе настойчиво и любезно предлагает каждому вошедшему «облегчить ношу», то есть сдать оружие (и где постоянным и особым клиентам подают молочный коктейль с двойным мороженым).

И когда старомодные киллерши-библиотекарши (Гуджино, Йео и Бассетт), одетые в волшебно нафталинные костюмы, блузы, жилетки и кардиганы нежно-фисташкового, нежно-брусничного и нежно-сизого оттенков, степенные и мудрые, нагружают молодую, ретивую, необузданную Сэм толстенными томами Джейн Остин и Шарлотты Бронте, в которых скрыто увесистое снаряжение, в довесок выдается маленькая, почти карманная Агата Кристи, которая действительно для чтения.

Как и Джон Уик, Сэм становится нонконформистом и мишенью для системы из-за родительской привязанности, только не к щенку, а к восьмилетней (вернее 8,5-летней) сиротке. Как и в «Джоне Уике», экран щедро залит урбанистической люминесценцией. Но помимо ассасинской эпопеи Чада Стахелски в «Пороховом коктейле» угадываются влияния и Тарантино, и Родригеса, и неонуарный флер камерного триллера «Ничего хорошего в отеле Эль Рояль», гротескного феминистского выпада «Терминал» с Марго Робби и даже титулованного «Драйва» с Райаном Гослингом (сперва Сэм появляется в черном плаще и шляпе, классическом образе из классических американских нуаров 40-х, а после дерзко переодевается в атласный золотисто-оранжевый бомбер, который определенно рифмуется с серебристым бомбером персонажа Гослинга, у которого на спине красовался грозный золотистый скорпион).

Но только в «Пороховом коктейле» все-все отсылки складываются в легкий, несмотря на обилие кровищи и слоу-мо, летний шейк, где современный повсеместный феминизм (оголтелый, как в женской версии «Охотников за привидениями», но не карикатурный) не кажется назойливым, идейным и не натирает в мужской голове мозоль. И как ни парадоксально, но на фоне маскулинного «Джона Уика» с его грацией и элегантностью феминный фильм Навота Папушадо выглядит грубее и «мужланнее» в хорошем смысле слова.

– Так ты у нас типа олдскул? Киллер с принципами вроде «кроме женщин и детей»?
– Не, чо, женщин норм.
– Ааа, феминистка значит.

Анастасия Лях

Пороховой коктейль (Gunpowder Milkshake)

2021 год, США/ Франция

Продюсеры: Алекс Хейнеман, Эндрю Рона

Режиссер: Навот Папушадо

Сценарий: Навот Папушадо, Ехуд Лавски

В ролях: Карен Гиллан, Лина Хиди, Карла Гуджино, Мишель Йео, Анджела Бассетт, Пол Джаматти, Фрейя Аллан, Ральф Айнесон, Хлоя Коулмэн, Адам Нагайтис

Оператор: Майкл Серезин

Композитор: Хаим Фрэнк Ильфман

Длительность: 114 минут/ 01:54

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі