Мужская дружба дело серьезное и нешуточное. Обычно она закаляется в процессе поедания не одного пуда соли и испытания на своей шкуре не одного фунта лиха. Огонь, вода и медные трубы способны испепелить самое светлое человеческое чувство. Но пока есть на свете настоящие мужчины, до тех пор возможна и настоящая дружба. Иначе, во что еще остается верить? Так и идут люди по своим житейским маршрутам, надеясь на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк и молятся, чтобы страховка не подвела.
Военное и всякое иное братство, связанное с всевозможным экстримом, угрожающим страхом смерти и вызывающим целый адреналиновый водоворот чувств в человеке, ценится особо высоко. С кем в разведку сходить, а с кем не то что руки не пожать, а на одном гектаре не разместиться. Друг познается в беде, как бы банально это ни звучало. И ни один миллиард долларов не будет иметь своей цены без подставленной вовремя дружеской спины и руки. Это чувство, чувство настоящей дружбы, воспитывалось в людях культурой веками, породив множество замечательных и волшебных произведений искусства.
Но вот пришли, а точнее, ворвались на сцену, в том числе, и кинематографическую, лихие 60-е, которые подвергли сомнению все идеалы прошлого. Каков он современный герой? Терли себе лбы философы, публицисты и поборники нравственности. А герой в это время с больших экранов кинотеатров, завоевал сердца почтенной публики, демонстрируя порой совсем не геройское поведения, от этого еще больше нравился зрителям и зрительницам.
Наутилус Помпилиус спел немного позже, о том что «Ален Делон не пьет одеколон», в отличие от дворника в твоем дворе, да еще и говорит по-французски, зараза. Чем бьет наповал по всем девичьим сердцам в округе. «Ах, хочу, что было красиво, как в кино…». Ну а зачем кино еще и нужно, собственно, если не для поцелуев на задних рядах в кинотеатре. Но чтобы заслужить такую всемирную славу, и быть упомянутым в песне культовой рок-группы из советского Свердловска, родины будущего первого президента постсоветской России, французскому ветерану военной индокитайской кампании, надо было постараться. И Ален Делон старался и лез из кожи вон, чтобы от его улыбки на экране замирали женские сердца по всему миру.
К моменту съемок фильма «Прощай друг» актер был на вершине своей славы. Мир вокруг бурлил и кипел. Именно на этот 1968-ой пришлись парижский бунтующий май и пражская весна. Рок-н-ролл рвался в каждый дом из динамиков продукции стремительно развивавшейся звукозаписывающей индустрии. Шла вьетнамская война, приближался Вудсток, а мини-юбки приобрели такую популярность, что заставили упомянуть себя даже сурового генерала де Голля, возможно став одной из тех причин, по которой все поняли — старое время уходит безвозвратно.
Смотрите легально на MEGOGO
Конец 60-х — золотое время Делона, когда он заходил на самую высокую траекторию, набирая просто гениальную форму, когда недостаток мастерства компенсируется драйвом, а магистральное направление эпохи само вытаскивает тебя наверх. В фильме «Прощай друг» французский красавчик столкнулся с не менее культовым американским актером того времени — Чарльзом Бронсоном. Тот, в свою очередь, успев посмотреть фильм Параджанова «Тени забытых предков», глубоко переоценил принципы работы в кадре, поняв, что одна из добродетелей актера, как ни странно — молчание. Суровое и беспощадное к врагам мужское молчание, которое так очаровывает прекрасную половину человечества.
Представить Бронсона и Делона в 1968 году в одном фильме – это примерно то же, что сегодня увидеть в одном проекте Джонни Деппа, Роберта Дауни и Леонардо Ди Каприо. Даже, если сюжет не будет претендовать на супероригинальность, то успех обеспечен. А в «Прощай друг!» был добротный сценарий, замешанный на криминале и приключениях. На развитии непростых отношений главных героев, присутствии детективной интриги и коварных красавиц, способных на все ради достижения поставленной цели. В общем, ограбление по-французски. Когда ограбить толком ничего и не удается, зато на экране целая гамма и радуга переживаний всех цветов и отзвуков. Дружба, предательство, любовь, предательство. Благородные разбойники и неприятные полицейские.
А в центре, по большому счету, история двух неприкаянных мужиков, вернувшихся с несправедливой войны, никому, по сути, не нужных, отчаянных и лихих. Герои Алена Делона и Бронсона, волею судеб и сценаристов с режиссером, проходят целый ряд испытаний, связанных со смертельной опасностью, которые позволяют им узнать цену, как бы это пафосно не звучало, настоящей дружбы, возникающей, порой, как чудо, подобно такой же настоящей любви, буквально из ниоткуда.
Иван Буйный
Прощай, друг (Adieu l’ami)
1968 год, Франция, Италия
Продюсеры: Серж Зильберман
Режиссер: Жан Херман
Сценарий: Жан Херман, Себастьян Жапризо
В ролях: Ален Делон
Чарльз Бронсон
Ольга Жорж-Пико
Бернар Фрессон
Брижит Фоссе
Эллен Баль
Жан-Клод Баллард
Мишель Барсе
Стефан Буи
Андре Дюма
Оператор: Жан-Жак Тарбес
Композитор: Франсуа де Рубэ
Длительность: 115 минут/ 01:55