Возможно, это лучший маленький фильм прошлого года. А если не лучший, то точно самый душевный. Не сентиментальный, но побуждающий к исключительно теплым и светлым чувствам по отношению к близким. Да-да, по отношению к тем многочисленным родственникам, которые, казалось бы, зачастую нас донимают и раздражают, но вместе с тем образуют особый кусочек жизни, в котором всегда пахнет бабушкиной стряпней и маминым нравоучительством, в котором всегда слышны отголоски детства и шуршание старой клеенки на кухонном столе.
«Прощание», оказавшееся слишком маленьким для большого «Оскара» (многие критики возмутились тем фактом, что голливудские академики целиком проигнорировали картину, не включив в номинацию даже исполнительницу заглавной роли Аквафину, игра которой растрогала взрослых суровых дядек до слез), – автобиографическая история сценаристки и постановщицы Лулу Ванг, образ которой, собственно, и воплотила в кадре китайская рэперша, которая не первый раз появилась в кино, но впервые после нескольких легкомысленных комедийных ролей второго плана (в «Восьми подругах Оушена», ромкоме «Безумно богатые азиаты», сиквеле ремейка «Джуманджи») сыграла партию ведущую и драматическую.
Ее героиня – тридцатилетняя нью-йоркская студентка, которая покинула родной Китай вместе с родителями в совсем нежном возрасте, и поэтому мало что помнит о культуре, ментальности и традициях дедов и прадедов. Она плохо говорит на китайском (английский давно стал родным) и не понимает, зачем нужно или, вернее, как можно врать бабушке о ее смертельном диагнозе, о котором единогласно врет вся толпа родственников, приехавших в отчий дом попрощаться с жизнерадостной умирающей от рака старушкой под видом визита на фиктивную свадьбу кузена главной героини. Собственно, поэтому умирающая и жизнерадостна: она считает, что просто простыла, и несколько пилюль все исправят.
По крайней мере китайцы искренне верят в такую гуманность (и в действительности, сложно им возразить). В Китае абсолютно законно, если врач по настоянию близких не сообщает пациенту плачевный диагноз, то есть обманывает во благо. За что на Западе он бы мигом лишился лицензии. Таким образом весь груз печали ложится на плечи родных, в то время как сам умирающий доживает последние дни в радости и спокойствии. Главное в такой ситуации – убедительно врать. И этот спектакль на экране, конечно же, порождает цепочку курьезов, где смешное вплотную соприкасается с грустным и в итоге проигрывает последнему в неравном бою. Но грусть эта все равно светлая.
В «Безумно богатых азиатах» Аквафина сыграла гиперактивную, экзальтированную сингапурскую подругу главной героини, американки китайского происхождения, которая из Нью-Йорка вместе с неожиданно мультибогатым бойфрендом летит в Сингапур, на родину последнего, чтобы побывать на роскошной свадьбе лучшего друга своего парня и заодно познакомиться с родней своей пассии, причем родня, конечно же, воспринимает избранницу сына в штыки, и потому, что та бедна, то есть не их круга, но в большей степени потому, что американка, которая, имея азиатское происхождение, пренебрегла корнями и целиком вобрала в себя западную культуру, вытеснив из характера все остатки восточной ментальности.
Смотрите легально на MEGOGO
«Прощание» в некотором смысле созвучно с «Безумно богатыми азиатами», только вместо ромкома – семейная драмеди за десятикратно меньший бюджет и с куда менее красочной, более будничной и приземленной цветовой палитрой. Но здесь персонаж Аквафины – уже не подруга главной героини, а непосредственно главная героиня, американка китайского происхождения, которая приезжает на родину на свадебное торжество (правда, подложное) и олицетворяет ценности западной ментальности в восточной среде. Однако в отличие от героини Констанс Ву она не чувствует себя чужой, она – в окружении любимых и близких, она – дома. И поэтому постепенно этот мир и это мировоззрение, которое для нее одновременно новое и старое, чужое и родное, берут верх над приобретенным американским образом мыслей и американской системой нравственных ориентиров.
Примечательно, что в «Прощании» главная героиня ни разу не становится подчеркнуто главной, не рассказывает свою историю за пределами «визита к умирающей бабушке» и не оказывается в кадре одна. Она все время пребывает в окружении членов семьи, и семейная возня ни разу не выходит из фокуса, отчего каждый кадр так или иначе похож на групповую фотографию, вынесенную на постер. Потому что «Прощание» – противовес одиночеству, протест против «сиротства» и затерянности в большом городе, где каждый друг другу чужак, случайный мимолетный прохожий.
«Прощание», конечно же, не попало в украинский прокат, но столичные киноманы смогли посмотреть ленту в рамках киевского фестиваля американского инди-кино «Независимость», который в этом году отметил десятилетие.
Анастасия Лях
Прощание (The Farewell)
2019 год, США
Продюсеры: Даниэле Тейт Мелия, Питер Сараф, Марк Тёртлтауб, Эндрю Миано, Крис Вайц, Джейн Чжэн, Лулу Ванг, Анита Гоу
Режиссер: Лулу Ванг
Сценарий: Лулу Ванг
В ролях: Аквафина, Ци Ма, Дайана Лин, Чжао Шужень, Лу Хонг, Цзян Юнбо
Оператор: Анна Франкеса Солано
Композитор: Алекс Уэстон
Длительность: 98 минут/ 01:38