Критики не любят экранизации видеоигр. Это аксиома, не требующая доказательств, и правило, пока что не знавшее исключений. И новая «Лара Крофт» исключением тоже не стала. Хотя ее есть за что полюбить, пусть и с небольшой натяжкой.
Как минимум за Алисию Викандер, которая, конечно, не излучает с экранов столько секса, как Анджелина Джоли, но подкупает молодостью, свежестью, несовершенством. Ее Лара Крофт – не ходячая эрекция, но доверчивый и легкомысленный подросток, пацанка, ворующая яблоки и готовая за несколько сотен баксов погонять с ребятами на великах по центру суматошного Лондона. Она без обид и самоуничижения принимает поражения. И она по-детски лишена таланта флиртовать и соблазнять, не умеет быть женщиной-загадкой, не умеет интриговать, а говорит и делает все прямо и открыто.
И в соответствии с этим подростково-пацанским образом у нее нет романтических отношений и даже никакого намека на какую-либо зависимость от мужчины (хотя наверняка в последующих частях перезапущенной франшизы какой-нибудь любовный интерес появится). Ее единственная цель на сегодняшний день – поиск отца, в смерть которого она не хочет верить и не верит.
В начале фильма нам умышленно показывают ряд поражений Лары. Потому что она – не супергероиня, а девочка, которая осталась совсем одна, которой не хватало отца в детстве и еще больше не хватает сейчас и которая должна по ходу картины вырасти в женщину. Нет, даже не столько в зрелую женщину, сколько в полноценного героя, искателя приключений. Она проигрывает на боксерском ринге в спортзале, куда ходит на тренировки. И проигрывает в велогонке, потому что видит в затылке случайного прохожего пропавшего без вести родителя, и в итоге еще и оказывается в полицейском участке.
И да, ее поиски отца и гробницы японской императрицы однозначно напоминают поиски Святого Грааля Индианой Джонсом и его отцом, профессором Джонсом старшим, в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Но, как ни крути, Лара Крофт – это и есть Харрисон Форд в юбке, так что почему нет?
Смотрите легально на MEGOGO
Норвежский режиссер Роар Утхауг, снявший на родине первый масштабный и дорогой фильм-катастрофу «Волна», и здесь не пожалел ни масштаба, ни денег, ни волн. Правда, по-настоящему зрелищных и эпичных сцен всего две. Первая – на корабле, который и впрямь накрывает волна. Вторая – уже на японском острове, где Лара всячески пытается не угодить в водопад, хватаясь и так, и эдак за фюзеляж насквозь проржавевшего кукурузника, упавшего в эти неизведанные края много десятилетий назад. В этой сцене Викандер напоминает Джеки Чана в каком-нибудь классическом комедийном экшене с Джеки Чаном, где у героя, несмотря на завидную ловкость, никак не получается сладить с вероломным и упертым фатумом.
Нельзя сказать, что здесь выразительный и по-настоящему злодейский злодей, но у него нетривиальная как для подобного жанра мотивация. Ему необходимо попасть в гробницу не для того, чтобы обогатиться золотом и алмазами или каким-нибудь ветхим артефактом, который можно удачно сбагрить на черном рынке контрабандных древностей, и не для того, чтобы выудить из могилы некую темную энергию и поработить с ее помощью мир. Ничего подобного. Он – просто наемник, заложник этого треклятого острова, который мечтает лишь об одном: выбраться отсюда любыми путями и добраться до милого дома, к жене и детям. Он все равно негодяй, но негодяй без амбиций и весьма приземленный, доступный и понятный обывателю.
Хрупкая, тоненькая Алисия Викандер основательно подготовилась к роли: кубики на ее животе не нарисованные, а самые что ни на есть настоящие. И опять же она похожа на маленького, жилистого китайца из экшена про боевые искусства, который берет не мощью, но проворностью и смекалкой. Хотя с лестницей, переброшенной через ущелье в гробнице, она, конечно, дала маху: ломать спасительный мост нужно не перед собой, а после себя, перед непосредственным носом врага. Но Лара – еще ребенок, максималистка, которой свойственно горячиться и рубить сук под собственным седалищем.
Анастасия Лях
Расхитительница гробниц: Лара Крофт (Tomb Raider)
2018 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Гэри Барбер, Грэм Кинг
Режиссер: Роар Утхауг
Сценарий: Женева Робертсон-Дворет, Алистер Сиддонс
В ролях: Алисия Викандер, Доминик Уэст, Уолтон Гоггинс, Дэниэл Ву, Кристин Скотт Томас, Ник Фрост
Оператор: Джордж Ричмонд
Композитор: Джанки XL
Длительность: 120 минут/ 02:00