Это мáстерская, но не великая работа Стивена Спилберга, которая однозначно уступает, к примеру, относительно недавнему «Шпионскому мосту». Но это фильм, определенно заслуживающий внимания. И хоть многие скажут, что Мэрил Стрип получила очередную оскаровскую номинацию по инерции, ничего подобного: она ее в очередной раз заслужила.
Перед нами история, основанная на реальных событиях. В 1967 году министр обороны США Роберт МакНамара (Брюс Гринвуд) инициировал создание секретного сборника, фиксирующего хронологию принятия правительственных решений по индокитайскому вопросу. Работа вылилась в несколько томов писанины, а именно в 7000 страниц. Досье не должно было быть обнародовано в ближайшие годы и предназначалось якобы для историков следующих поколений, которые оценят поступки президента и администрации с позиции времени.
Однако аналитик госдепартамента Дэниэл Эллсберг, шокированный тем фактом, что администрация президента Джонсона умышленно разжигала военный конфликт во Вьетнаме вместо того, чтобы стремиться к скорейшему его разрешению, и сознательно отправляла американских солдат на смерть, тайно скопировал часть досье и передал ее журналисту «Нью-Йорк Таймс». В 1971 году газета опубликовала информацию, полученную из сборника, после чего судебным решением был наложен запрет на дальнейшее обнародование секретных документов. И тогда инициативу подхватило конкурирующее издание «Вашингтон Пост», тем самым переадресовав на себя собак, спущенных взбешенным Никсоном, сменившим Джонсона в президентском кресле. После публикации неприглядной правды антивоенное и антиправительственное движение американских хиппи в разы усилилось и переросло в массовые уличные протесты и демонстрации, к которым присоединялось все больше и больше людей, особенно матерей, отправивших сыновей во Вьетнам.
В центре сценария «Секретного досье» – именно газетчики «Вашингтон Пост», а не «Нью-Йорк Таймс», которые на то время находились в тени своих более успешных, более амбициозных и куда более острых на язык коллег-соперников. Главный редактор «Вашингтон Пост» Бен Брэдли (Том Хэнкс) всячески стремится превратить свое издание в топовый рупор свободомыслия и жесткой, аргументированной критики текущей власти (несмотря на то, что когда-то он крепко дружил с президентом Кеннеди и никоим образом не критиковал того, даже за отправку американских войск во Вьетнам). Издатель же и собственница «Вашингтон Пост» Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип) в основном представляет себе статьи о светской жизни высокопоставленных чиновников и их медийных детей, свадьбах, крестинах и тому подобном. К тому же она дружит с министром МакНамара.
Стоит сразу сказать, что «Секретное досье», работающее на территории политического триллера и журналистского расследования, гораздо мягче и упрощеннее, чем «В центре внимания» и «Вся президентская рать». В отличие от последних, максимально приближенных к сухому документальному изложению, изобилующих потоками не самых доступных для неподготовленного восприятия диалогов, картина Спилберга не отличается остротой и стремлением напрячь аудиторию, и она абсолютно игровая, картинная, постановочная, кинематографичная, не лишенная комичных элементов и желания развлечь. Как, например, в сцене, где маленькая дочь Брэдли повышает на пятьдесят центов стоимость лимонада, который успешно продает толпе журналистов, собравшихся у папы дома и потеющих над читкой, упорядочиванием и анализом тысячи непронумерованных и непоследовательных страниц досье.
Смотрите легально на MEGOGO
К тому же здесь на передний план выходят не столько непосредственно «Бумаги Пентагона», сколько фигура Кэтрин Грэм и путь немолодой женщины к эмансипации, выстраиванию собственного авторитета в мужском мире, не воспринимающем ее всерьез. Героиня Мэрил Стрип, унаследовавшая управление отцовской компанией после смерти супруга, поначалу предстает слегка поверхностной светской дамой, мягкой, ухоженной, обаятельной, не особо вникающей в суть вещей, но имитирующей какую-то деятельность. Она – то ли одомашненная бизнесвумен, то ли офисная домохозяйка. Ее функциональность ограничивается фуршетами, деликатными публичными спичами и сугубо наружными беглыми рекомендациями. Она никогда в жизни не принимала важных решений, и, естественно, ситуация с досье оказывается для нее не просто критической, но переломной, которая в корне меняет ее взгляды на занимаемую позицию и собственную весомость.
И конечно, наблюдать за спектром эмоций, разыгранных Стрип, особенно в тот момент, когда на ней изящный ночной халат, не способствующий принятию судьбоносных решений, а в руке телефонная трубка, где на другом конце провода зависла мертвая тишина в ожидании одного-единственного ее слова, – безоговорочное киноманское удовольствие.
Как и наблюдать за волшебным душевным процессом колоссально трудоемкой типографской магии, которая развеялась начисто в век компьютеров и интернета. За тем, как набранный на печатной машинке чистовик журналиста сворачивается в трубочку, помещается в цилиндрический сосуд и отправляется в путешествие вниз по «текстопроводу». Как зажигается вопящая сигнальная мигалка, знаменующая старт печати. Как выплавляются металлические клише для размножения оттисков. Как наверху репортеры замирают в ожидании рассвета, когда связки газет упадут на обочины просыпающихся городских улиц…
Как бы голливудский кинематограф не изобличал постыдные и провальные шаги тех или иных американских президентов (Вьетнам Кеннеди, Уотергейт Никсона, Иран-контрас Рейгана, Ирак Буша-младшего и даже Монику Клинтона), он лишний раз подтверждает, что в Штатах действительно господствует демократия, не идеальная, но, возможно, максимальная на данном этапе развития общества. Потому что все эти президентские провалы и промахи рано или поздно неизменно выплывают наружу и влекут за собой последствия. В отличие от большинства других государств, нашего в том числе, где подобная правда благополучно хоронится на века.
Анастасия Лях
Секретное досье (The Post)
2017 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Кристи Макоско Кригер, Эми Паскаль, Стивен Спилберг
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценарий: Лиз Ханна, Джош Сингер
В ролях: Мэрил Стрип, Том Хэнкс, Боб Оденкерк, Сара Полсон, Трэйси Леттс, Брюс Гринвуд, Кэрри Кун, Джесси Племонс, Элисон Бри, Мэттью Рис, Майкл Стулбарг
Оператор: Януш Камински
Композитор: Джон Уильямс
Длительность: 116 минут/ 01:56