kinowar.com

Трафик (Crisis)

Зачекайте, будь ласка...

Сверхважная, сверхострая тема, впечатляющий актерский состав, динамичное разветвление сюжетных линий, попытка углубиться и разоблачить не только циничную фармакологическую империю, но и сам американский капитализм… «Трафик», казалось бы, привлекателен со всех сторон. Разве что градусом напряжения чуть не дотягивает до хорошего триллера, а градусом драматизма чуть не дотягивает до хорошей драмы. А персонажи здесь чуть схематичнее и одномернее, чем хотелось бы.

Параллельно разворачиваются три отдельные линии, две из которых в кульминационный момент тесно соприкоснуться, а третья останется в стороне, довлея над прочими и над всей историей в целом, потому что заключенное в ней зло победить невозможно. Одна линия – история копа под прикрытием из управления по борьбе с наркотиками (Арми Хаммер), который намеревается положить конец контрабандному трафику фентанила через американо-канадскую границу. Он не просто выполняет профессиональный долг, но движим личными соображениями и условной местью за младшую сестру-наркоманку (ее играет дочь Джонни Деппа, у которой практически нет ни реплик, ни сцен, лишь индифферентный, отсутствующий взгляд). Еще в этом микро-сюжете фигурирует Мишель Родригес в роли начальницы персонажа Хаммера, но реплик и сцен у нее такая же крупица, как у Лили-Роуз Депп.

Другая линия – история матери (Эванджелин Лилли), которая ходит на встречи анонимных наркоманов из-за зависимости от анальгетиков, в частности оксикодона, и которой полиция однажды сообщает, что ее сын-подросток найден мертвым, а причина смерти – передозировка (эта линия напоминает сюжет норвежской черной комедии «Дурацкое дело нехитрое», только совсем без юмора).

Третья линия – история университетского профессора-химика (Гари Олдман), институт которого в течение многих лет получает гранты и сотрудничает с крупной международной компанией, фармацевтическим гигантом с многолетней историей и репутацией. Компания намеревается выпустить на рынок новый анальгетик (его название вымышлено), который якобы должен вызывать куда меньшую зависимость, чем оксикодон. Во время тестирования профессор понимает, что препарат не просто вызывает зависимость, но определенно опасен для жизни. Тем временем менеджер компании (Люк Эванс), на которого давит высшее руководство, пытается купить молчание профессора очередным внушительным грантом.

Режиссером «Трафика» выступил Николас Джареки, который в 2012 году показал на «Сандэнсе» отличный криминально-капиталистский триллер «Арбитраж» с Ричардом Гиром в роли миллиардера, продающего хедж-фонд, в бухгалтерии которого есть зияющие прорехи. Помимо мошенничества (и адюльтера) реноме протагониста очерняется неумышленным преступлением и тщетными попытками сокрыть и то, и другое. В «Арбитраже» было именно то, чего не хватило «Трафику»: сложный, противоречивый антигерой, которого зритель уличает и которому вместе с тем симпатизирует; высокий градус саспенса, затягивающего героя в воронку собственной лжи и нечистоплотности; сильная драматургия и, конечно же, мораль.

Смотрите легально на MEGOGO

К слову, в «Трафике» Джареки исполнил небольшую роль копа-напарника персонажа Хаммера и отвел себе маленький трагический финал, который, правда, едва ли сработал в силу того, что третьестепенное действующее лицо не запомнилось публике и тем более эмоционально не зацепило.

В оригинале фильм называется «Кризис». Так называемый «опиоидный кризис» в США тянется еще с 90-х. Под ним подразумевается постоянно растущая смертность от злоупотребления опиоидными анальгетиками, вызывающими острую зависимость. С 90-х прошла практически треть столетия, и ничего не изменилось, так что открытый финал картины Джареки, где точечно наказываются пешки, но безнаказанной и более того процветающей остается корпорация, правдив и актуален. И к слову, из относительно последних заокеанских новостей можно прочесть, что во время коронавирусной пандемии смертность от опиоидов пережила очередной всплеск, а новоизбранный президент Байден пообещал «сформировать комплексный подход к урегулированию опиоидного кризиса в стране». Бла-бла-бла.

В целом понятно, почему локальные прокатчики отказались от названия «Кризис»: ассоциация возникает в первую очередь с финансовым кризисом, но никак не с опиоидным, про который наш среднестатистический зритель и вовсе не имеет ни малейшего представления. И понятно, почему возникло название «Трафик»: одноименный триллер Содерберга аналогично демонстрировал в рамках трех пересекающихся сюжетных линий многоходовый и развилистый наркооборот с точки зрения участников различных уровней, а именно наркомана, чиновника, дилера и копа.

Можно сказать, работа Джареки находится на пересечении «Трафика» Содерберга и «Своего человека» Майкла Манна (последний основан на реальном резонансном скандале 90-х, когда сотрудник табачной корпорации и тележурналист сообща обнародовали грязные тайны табачного бизнеса, после чего сигареты, конечно, никуда не делись, но на пачках хотя бы появились предупредительные надписи о вреде здоровью и возможном раке легких). Только драматургически проигрывает обоим. «Это крупнейший кризис в сфере здравоохранения со времен табачного», – говорит герой Гари Олдмана про опиоидный коллапс. Но в отличие от персонажей Рассела Кроу и Аль Пачино ему не удается ничего добиться, и масштабное разоблачение ограничивается несколькими экспериментами на мышах с летальными исходами.

По сути, здесь никто из героев не выходит на должный уровень, размениваясь на мелочи. Не идет на телевидение, не идет в суд, не кричит в рупор. Кто-то ограничивается личным протестом. Кто-то – пальбой из пистолета… Да только воз и ныне там.

Анастасия Лях

Трафик (Crisis)

2021 год, Канада/ Бельгия

Продюсеры: Николас Джареки, Гари Олдман, Ронда Бэйкер, Кассиан Элвис, Карл Ричардс, Ной Сигал

Режиссер: Николас Джареки

Сценарий: Николас Джареки

В ролях: Гари Олдман, Арми Хаммер, Эванджелин Лилли, Грег Киннер, Люк Эванс, Мишель Родригес, Кид Кади, Индира Варма, Лили-Роуз Мелоди Депп, Миа Киршнер, Майкл Аронов, Адам Чекман, Вероника Феррес, Николас Джареки, Мартин Донован

Оператор: Николя Больдюк

Композитор: Рафаэль Рид

Длительность: 118 минут/ 01:58

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі