«Три билборда» Мартина МакДоны проиграли «Форме воды» Гильермо дель Торо. И это вполне справедливо. Но все равно остались большим фильмом-событием года. Как минимум за гуманизм, который здесь просто-таки тотальный и необъятный.
Украинские дистрибьюторы не взяли ленту в прокат. И это уже не первый раз, когда главный фильм года по вине прокатчиков проходит мимо нашего зрителя. То же самое было с «Бердменом» и прошлогодним победителем «Лунный свет». Благо, благодаря фестивалю американского кино «Независимость» мы получили хотя бы два сеанса.
В провинциальном городке Эббинг, штат Миссури, происходит страшное преступление: изнасилована и сожжена живьем девушка-подросток, дочь Милдред Хейс, которая держит сувенирную лавку. Спустя более полугода насильник и убийца так и не найден. И даже нет ни единого подозреваемого, ни единой зацепки. Милдред больше не льет слезы, не упивается горем, она озлоблена. Зла на себя, потому что в тот злополучный день не дала дочке ключи от машины и сгоряча наговорила гадостей. Зла на всю местную полицию, которая ни черта не делает и лишь создает видимость бурной активности. Зла на весь мир.
И вот она продает старую тачку бывшего мужа и покупает рекламное место: три билборда на границе Эббинга, вдоль дороги, по которой практически никто не ездит. И размещает на рекламных щитах жесткие послания шефу полиции.
История, написанная и поставленная МакДоной, автором «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов», переживает по ходу действия существенную трансформацию, собственно, как и ее персонажи. Все начинается агрессивно, цинично, саркастично, жестко. Милдред похожа на женщину-воина, которая восстала против системы и, кажется, не боится в своей ненависти перегнуть палку, переступить черту. У нее бритый затылок, бандана на лбу, она словно солдат-мятежник или одинокий самурай. И чувство, будто вот-вот возьмет в руку кувалду и разворотит все вокруг к чертовой матери. И Фрэнсис МакДорманд предельно убедительно передает этот боевой настрой.
Смотрите легально на MEGOGO
Когда в ее дом приходит священник, она выдает отчасти справедливую, но в то же время грубую тираду о том, что за педофилию в церкви в ответе буквально каждый священнослужитель вне зависимости от того, виновен непосредственно он или нет (и естественно, напрашивается параллель: в ответе за убийство ее дочери в ответе каждый коп, который ничего не делает, а возможно, и каждый мужчина в Эббинге просто потому, что родился мужчиной). А когда дантист имеет неосторожность высказать поддержку шефу полиции, она просверливает его большой палец зубным сверлом.
Первым переломным моментом всей ситуации становится сцена, где герой Вуди Харрельсона, злополучный шеф опальной полиции, нечаянно заплевывает лицо Милдред кровью: его легкие убивает рак. А затем происходит кое-что такое, что в итоге кардинально и необратимо меняет всех участников этой, казалось бы, простой и в то же время неоднозначной истории.
В конечном счете три кричаще красных билборда меняют в той или иной степени всех жителей города, даже помощника шефа полиции в исполнении Сэма Рокуэлла, гомофоба, расиста и маменькиного сынка, который любит махать кулаками и прячет за показной агрессией комплексы и ущербность. Меняется и Милдред, которая понимает, что оружием должны быть не ненависть и желание наказать хоть кого-нибудь, а прежде всего способность нести ответственность за собственные проступки. Герои учатся просить прощение и прощать, учатся признаваться в ошибках, слушать и слышать друг друга, а не только себя.
Здесь не важно раскрытие конкретного преступления. Это ведь не детектив, где зрителя интересует личность убийцы. Важно, что человечность и человеколюбие превозмогают вражду и нетерпимость. А зло должно быть и будет наказано. Пусть даже не в этом конкретном случае, не в отношении дочери Милдред Хейс, а в отношении какой-нибудь другой пострадавшей девушки, любого другого пострадавшего человека в каком-нибудь другом штате, на какой-нибудь другой границе.
Анастасия Лях
Три билборда на границе Эббинга, Миссури (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri)
2017 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Грэм Бродбент, Питер Чернин, Мартин МакДона
Режиссер: Мартин МакДона
Сценарий: Мартин МакДона
В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Эбби Корниш, Питер Динклэйдж, Лукас Хеджес, Калеб Лэндри Джонс, Желько Иванек, Аманда Уоррен, Джон Хоукс, Кэтрин Ньютон
Оператор: Бен Дэвис
Композитор: Картер Беруэлл
Длительность: 115 минут/ 01:55