kinowar.com

Удовольствие (Pleasure)

Зачекайте, будь ласка...

Это не порно. Это художественное кино про порно. Режиссерский дебют шведки по имени Нинья Тюберг, которая за несколько лет до мелькнула в качестве актрисы в фильме «Bimbo bambino», где исполнила роль секс-работницы. И видимо, секс-индустрия захватила ее творческое внимание.

Девятнадцатилетняя куколка-блондинка из Швеции по имени Линнея (позже она обзаведется более подходящим сценическим именем Белла), считая родные края слишком отсталыми и консервативными в сексуальном плане, перебирается за океан покорять Лос-Анджелес, полная, естественно, наивных мечтаний и чаяний. Но цель ее – вовсе не Голливуд. Она твердо и решительно намерена стать порнозвездой. Потому что обладает миленьким личиком и любит члены и трахаться. И казалось бы, все очень просто.

«В Лос-Анджелес прибыли с какой целью? Работать или для удовольствия?» – спрашивает контролер пропускного пункта в аэропорту. «Для удовольствия», – лукаво улыбается Линнея, не подозревая, каким на самом деле окажется ее путь на сомнительный липкий олимп.

Давайте будем честными. Фильм про порно не может обойтись без порно. Иначе он получится либо лживым, либо голливудским, либо о чем-то совершенно другом. И слабенький, беззубый (простите за каламбур) байопик «Лавлэйс» с Амандой Сейфрид в роли порнозвезды 70-х Линды Лавлейс, прославившейся культовым фильмом для взрослых «Глубокая глотка»; и хороший сериал «Двойка» с двойной порцией Джеймса Франко о тех же 1970-х и становлении секс-индустрии в Нью-Йорке; и безусловно стильные и колоритные «Ночи в стиле буги» с молодым и зеленым, но смелым Марком Уолбергом, аналогично посвященные золотому веку порнографии (Пол Томас Андерсон, как известно, обожает 70-е и не устает воспевать их в кино вплоть до последней его работы «Лакричная пицца»)… – все это было порно без порно.

И на деле выходит, что настоящее порно в художественном кино «о порно» мы впервые увидели в авторской сатирической зарисовке «Неудачный трах, или Безумное порно» румынского режиссера Раду Жуде, получившего берлинского «Золотого медведя». Хотя привязка к порно в этой картине, конечно же, не буквальная, а историко-политико-ироническая, изобличающая лицемерие многовековой общественной морали.

Смотрите легально на MEGOGO

Нинья Тюберг же посвятила свою работу буквально порноиндустрии. И да, здесь порно – это действительно порно, причем и то порно, что попадает в кадр, и то, что соответствует реальности за его пределами (но буквальные физические детали, свойственные непосредственно подлинной порнографии, остаются в плоскости исключительно вербального выражения и за рамками объектива, так что максимальная скабрезность – эрегированный член и гелеобразная белесая жидкость на лице, имитирующая эякулят). Начинающая сценаристка и постановщица, что называется, приоткрывает шторку в закулисье самой популярной и самой порицаемой развлекательной индустрии, чтобы показать ее истинное лицо (вовсе необязательно грязное, скорее разное). И чтобы демонстрация была максимально правдивой, в ней участвуют реальные фигуранты этого бизнеса (кроме исполнительницы главной роли Софии Каппель, яркой и смелой дебютантки, внешне напоминающей Хлою Морец).

Но если абстрагироваться от прямого восприятия, то и здесь, как и в румынской картине, порно является не столько содержанием, сколько формой и инструментом (такой же формой, как сказка о Золушке, лекало которой иронично использует Тюберг). Скользким орудием в попытке понять человеческую природу, неизменно тяготеющую к боли и унижению.

Неслучайно же первый кадр, который мы видим, – это вагина, по которой проходит бритва. Но эта, казалось бы, дежурная и совершенно безболезненная гигиеническая процедура сопровождается отвратительным скрежетом, скребущим и царапающим звуком, будто очень тупое и ржавое лезвие скоблит и дерет нежную девственную кожу. И зритель с порога окунается в ощущение дискомфорта и боли.

В жанровых описаниях «Удовольствия» можно встретить словосочетание «драма, эротика, художественный фильм». Это действительно драма и действительно художественный фильм (то есть не анимация, не документалка, не порнофильм). Но едва ли это эротика. Нинья Тюберг осознанно сделала «Удовольствие» максимально несексуальным, будто бы принципиально противоречащим собственному названию и высмеивающим его напускную сладость, отделяющим закадровую действительность от творящейся в кадре игры (той же, в которую мы постоянно играем и в жизни, только далеко не всегда пользуясь лубрикантом). В итоге Белла/ Линнея, прошедшая путь взросления тем способом, который сама выбрала, оказывается перед типовой дилеммой: остаться, узнав все правила, или выйти из игры.

Анастасия Лях

Удовольствие (Pleasure)

2021 год, Швеция/ Нидерланды/ Франция

Продюсеры: Пэйп Бой, Анна Кронеман, Федерик Фьоре, Эрик Глийнис, Эрик Хеммендорфф, Леонтине Пети, Виолайн Пичон, Петер Поссне, Эдриан Стюарт, Эрик Тавитьян, Нинья Тюберг, Маркус Валта

Режиссер: Нинья Тюберг

Сценарий: Нинья Тюберг, Петер Модестий

В ролях: София Каппель, Ева Меландер, Ревика Анне Ройстль, Эвелин Клэр, Крис Кок, Кендра Спейд, Дана ДеАрмонд, Джейсон Толер, Марк Шпиглер, Джон Стронг

Оператор: Софи Винквист

Композитор: Карл Фрид

Длительность: 100 минут/ 01:40

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі