Ну да-да, еще одно очень феминистское кино. Но это тот случай, когда феминизм, более того радикальный феминизм, должен найти отклик даже у радикально мужской аудитории, настолько он безбашенный, хулиганский, отъявленный, разнузданный, бойкий, красочный, взъерошенный, карнавальный, похожий на разгар корпоратива, на котором всем уже капитально снесло крышу и пейнтбол превратился в натуральную войнушку гендеров.
Когда рассказ ведется от первого лица, а первое лицо – это гиперактивная психопатка-оптимистка с исключительно радужным взглядом на жизнь (и гиеной в подобии домашнего котейки, названной Брюсиком в честь Брюса Уэйна, и еще чучелом бобра без одного глазика в подобии милашной плюшевой игрушки), то не стоит ждать линейности повествования, размеренного темпа, рациональности в драматургии. Впрочем, сюжет здесь на удивление внятный и цельный, просто рассказчик, вернее рассказчица жонглирует его составляющими как подвыпивший гистрион, мысли которого прыгают, как кузнечики на сотейнике, но в целом умудряются сохранить трезвость и связность истории. Как сказала сама Харли Квинн: «Это мой рассказ, так что с какого места хочу, с такого и начинаю».
Собственно, уже само название, которое в оригинале звучит как «Birds of Prey (And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn)» («Хищные птицы (и потрясающая эмансипация Харли Квинн)»), – это верх хулиганства в рамках кинопрокатной системы. А злодей здесь – пижонистая карикатура на отсутствие реальной маскулинности в мужчинах-истериках с комплексом Наполеона, раздутыми амбициями и зашкаливающей частотой нервных срывов на ровном месте. И этот вычурный хлыщ с явными задатками садиста-социопата, этот любитель яиц всмятку, этот безыдейный женоненавистник, этот брезгливый изнеженный прыщ, жаждущий нагонять на готэмский плебс страх и трепет, в преддверии кульминационного боя созывает своих миньонов в духе «эй, мужчины Готэма, восстаньте!». И эти «мужчины» даже собственных лиц не имеют, они просто маски.
«Хищные птицы» – это тот «Отряд самоубийц», который мы не получили в 2016 году (но, будем надеяться, получим с выходом перезагрузки от Джеймса Ганна): по-настоящему взрослый, а не лайт-версия для тинейджеров, юродивый, щетинистый, токсично-конфитюрный, тотально праздничный с пулеметной очередью конфетти и серпантина, впрыскивающий кислотный панк и розовые пряди эмо в классическую готэмскую готику. К слову, к «Отряду самоубийц» здесь есть как минимум две прямые отсылки: фото Бумеранга/ Джая Кортни на стене полицейского участка с подписью «разыскивается» и памятная футболка Харли с надписью «Daddy’s lil monster», которую та по понятным причинам больше не носит, но хранит в сундуке как дорогую разбитому сердцу реликвию.
«Хищные птицы» – это «Дэдпул», «Отряд самоубийц» и женская версия «Охотников за привидениями» в одном флаконе (в последней феминизм был столь же буйным, оголтелым, гомерическим, неистовым). Героиня-лесбиянка здесь волею случая оказывается в футболке, на которой написано «И ради этого я побрил свои яйца?». Героиня Марго Робби (невероятной Марго Робби с убийственной харизмой) больше, чем память о Джокере, любит сэндвич с омлетом, беконом и просроченным сыром. И даже вопиющее блондинистое невежество (вроде манеры уверенно говорить «экспрессо» на «эспрессо») здесь находится под непрошибаемой защитой феминизма: ведь в действительности блондинка делает гиперкоррекцию, к тому же она осведомлена, кто такая и как выглядит Фрида Кало, а это знание под силу далеко не каждому детине.
Смотрите легально на MEGOGO
Постоянные перемотки назад и стоп-кадры напоминают, конечно же, Гая Ричи (который, увы, никогда не снимал феминоцентричные фильмы). А фриковость, вошедшая в повседневность, – приятное возвращение к «Бэтменам» Тима Бертона.
Это кино имеет ровно такой же характер, как сама Харлин Квинзель (гремучая смесь барби из даркнета, смеющегося убийцы, сороки, падко распахивающей клювик при виде всего блестящего, и шизофренички). Собственно, Харли Квинн – это не просто рассказчица, это жанр. И в этом эксцентричном жанре под названием «харли квинн» есть лаконичные, но яркие вкрапления других жанров (вернее, шаржей на другие жанры), соответствующих каждой героине: Рене Монтойя – это полицейские боевики 80-х; Охотница – криминальные саги о мафии и гангстерах, войне семей и кровной мести; Черная канарейка – неонуары, в которых ля фам фаталь частенько воплощена в ресторанной певице с ошеломительным голосом, которая пребывает заложницей паука и его туго сплетенной паутины; а Кассандра Кейн (эдакая мини-версия карманницы в лице Аквафины из «Восьми подруг Оушена») – симпатичное семейное кино про детей с не самой легкой участью, неожиданным поворотом судьбы и обязательным хэппи-эндом вроде «Кудряшки Сью».
И только в таком кино бронежилет имеет пуш-ап, а птички – акульи зубки и китовые яйца.
Анастасия Лях
Хищные птицы (Birds of Prey (And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn))
2020 год, США
Продюсеры: Марго Робби, Сью Кролл, Брайан Анкелесс
Режиссер: Кэти Янь
Сценарий: Кристина Ходсон, Джордан Б. Горфинкел, Чак Диксон
В ролях: Марго Робби, Джерни Смоллетт-Белл, Мэри Элизабет Уинстэд, Элла Джей Баско, Рози Перес, Юэн МакГрегор, Крис Мессина
Оператор: Мэттью Либатик
Композитор: Дэниэл Пембертон
Длительность: 108 минут/ 01:48